Модель «Русская школа»

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

Гончаров Иван Федорович — доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета.

Погодина Людмила Николаевна - директор учебно-экспериментального ком­плекса ^Русская школам, действующего на базе школы № 141 г. Москвы и объе­диняющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.

Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой начи­ная со времен М. В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К. Д. Ушинский, Ф. М. Достоевский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев, В. О. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы выс­казывали И. А. Ильин, К. А. Тимирязев, Н. Бердяев, В. В. Розанов и в новое время Д. С. Лихачев, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын.

В школе дореволюционной России национальная идентификация осуществля­лась с помощью преподавания на русском языке православия (изучения Закона Божьего), после революции эту роль выполняли русский язык и коммунистичес­кое воспитание.

С начала 90-х годов выделилось несколько направлений строительства русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода (И. Ф. Гон­чаров) стараются максимально насытить содержание образования русским этногра­фическим и историческим материалом. Ими широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведческий мате­риал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искус­ство. В преподавании преодолевается доминирующий ныне, по мнению сторонников этого направления, «очернительный» взгляд на историю русского народа как цепь неудач и поражений и осуществляется переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Как правило, образовательная деятельность органично дополняется соответствую­щей воспитательной работой.

Русскую национальную школу создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный материал представлен религиозным содержани­ем, составляющим неотъемлемую составную часть русской культуры - молитва­ми, Житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением. Интересная попытка возрождения очагов русской духовности по примеру Сергия Радонежско­го путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается испод­воль в различных регионах страны (М. Щетинин).

Третье направление - это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к куль-

турному наследию как фактору развития России. Национальная школа - это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание неизбежно ограничивает общее образование;

«нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усво­ения народом общекультурного содержания» (С. Гессен).

Модель «Новая русская школа», осуществляющаяся в с. ш. №141 г. Москвы (Л. Н. Погодина), объединяет особенности всех трех перечисленных направлений, интегрируя и адаптируя их позиции к современным социально-политическим и экономическим условиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: