Региональный раскол Украины и потребность во внешних гарантах территориальной целостности

Украинская ситуация характеризуется хрупким равновесием восточных и западных сил, что оборачивается крайней нестабильностью внутриполитической жизни, однако со стороны выглядит скорее как status quo, который никто из внешних сил не решается нарушить. Никакие более или менее успешные попытки преодоления политического кризиса этой ситуации изменить не могут. Даже фигура Юлии Тимошенко, чья политическая харизма действует, в основном, поверх региональных различий, вряд ли может быстро перевесить многовековые социально-культурные противоречия между «западом» и «востоком» страны. В лучшем случае, она может укрупнить «центр». Хотя в процессе возможного перехода от сегодняшнего институционального режима, сложившегося после революции 2004 г., к харизматическому, который может сформироваться к 2010 году, уровень и градус раскола будут снижаться.

В то же время, распад страны, о котором нередко говорят околопутинские комментаторы, представляется невероятным. На Украине сформирован элитный консенсус относительно необходимости существования единого независимого государства и незыблемости границ страны. Сильные территориальные кланы ориентированы больше на вхождение в центральную власть, чем на борьбу за автономию своих регионов. Их структура собственности в разной степени распределена по всей стране. Такие кланы являются представителями населения своих регионов лишь в очень небольшой степени, главная же их цель — борьба за власть в Киеве, за её доли и за своё лобби при ней.

Ориентация на Россию в роли гаранта территориальной целостности Украины уже неактуальна. В качестве основных внешних гарантов территориальной целостности рассматриваются западные структуры, в первую очередь, НАТО. Неудивительно, что даже Партия регионов, позиционирующая себя как сила, скептично настроенная в отношении планов интеграции Украины в Альянс, посчитала нужным записать в своей программе, что «партия поддерживает дальнейшее развитие и оптимизацию сотрудничества Украины с НАТО в целях полноценного включения в систему европейской безопасности».

Прозападная ориентация украинской государственности, будучи для неё вполне естественной не только с практической, но и с идеологической точки зрения (имеется в виду идеология украинского национализма, как она представлена в работах любых её важнейших идеологов), несомненно, представляет для России серьезную проблему. Однако помимо грозных заявлений МИДа РФ и отдельных политиков, никакой реальной последовательной политики на предотвращение такого хода развития событий Россия не ведёт. По сути, Москва не предлагает Киеву никаких качественных альтернатив, строя свою аргументацию лишь на стремительно теряющей популярность и убедительность риторике «общего прошлого».

В этой ситуации интеграция Украины в НАТО оказывается лишь делом времени. В январе 2008 г. было опубликовано письмо руководителей Украины (за подписями В. Ющенко, Ю. Тимошенко и спикера ВР А. Яценюка) Генеральному секретарю НАТО Я.де Хооп Схефферу, в котором говорилось о заявке Украины на подключение к Плану действий для членства в НАТО на апрельском саммите альянса в Бухаресте.

25 января Госдума РФ денонсировала российско-украинское соглашение о средствах предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (от 28 февраля 1997 года). З амминистра обороны России Николай Панков мотивировал это решение не только тем, что «обе станции полностью выработали свой ресурс», но ещё и тем, что в 1997 году это соглашение заключалось с учетом «добрососедских на тот момент отношений с Украиной». Таким образом, уже в начале деятельности второго кабинета Ю. Тимошенко российский политический класс открыто признает тот факт, что отношения между двумя странами за десять лет перестали быть «добрососедскими». Удерживать старую концепцию «извечной дружбы двух славянских народов» даже на уровне политической риторики признано нецелесообразным.

Со всей определённостью можно сказать, что Украина — это главный внешнеполитический провал президента В.Путина. Провал, являющийся, к сожалению, поражением не только российской власти, но и всего русского народа, так как шансы преодолеть его разделенное положение становятся все более призрачными. Самоустранение России от построения каких-либо совместных геополитических конструкций с Украиной, от каких либо планов реинтеграции — это выражение уже нескрываемого бессилия, которое очень сильно бьёт по национальному самосознанию русского народа. Современное состояние российско-украинских отношений имеет серьёзнейшие влияние не только на международное положение Российской Федерации, но и на процессы кризиса и разложения русской идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: