СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................5
КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.....................................11
Слово.....................................................1.............................14
Предложение........................................................................30
Грамматическое оформление предложения
и его распространение.......................................................45
РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ..........................................89
Пересказы............................................................................92
Последовательный пересказ...................................................92
Рассказы-описания...............................................................98
Краткий пересказ................................................................108
Выборочный пересказ..........................................................114
Творческие, пересказы..........................................................115
Устные сочинения...............................................................116
РАБОТА НАД СЛОГО-ЗВУКОВЫМ СОСТАВОМ....................121
Гласные первого ряда..........................................................127
Гласные второго ряда..........................................................129
Слоговой состав слова.........................................................130
|
|
Ударение............................................................................136
Согласные звуки.................................................................142
ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ
2—3-х КЛАССОВ...........................................................169
Работа над словом...............................................................173
Состав слова. Образование слов............................................176
Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения...........180
Форморазличительная роль ударения...................................183
Дифференциация гласных...................................................190
Дифференциация согласных................................................204
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисграфия — нарушение письма — составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несфор-мированность фонетико-фонематической и лексико-граммати-ческой сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие, «сине» вместо синеет; появление лишних букв или слогов, например «тарава» вместо трава, «мото-цикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; перестановки букв или слогов, например «тко» вместо кто, «онко» вместо окно, «на девере» вместо на дереве и т. п. обусловлены несформиро-ванностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
|
|
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «отка» вместо утка, «ола» вместо юла, «моет» вместо моют; звонкие и глухие согласные: «трупочка»
вместо трубочка, «корький» вместо горький и т. п.; свистящие и шипящие: «суски» вместо сушки, «сустрый» вместо шустрый и т. п.; свистящие, шипящие и аффрикаты: «тяйка» вместо чайка, «шулки» вместо чулки, «куриса» вместо курица, «чепки» вместо щепки и т. п.
Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо пятка, «тортая» вместо тёртая. Логопеду не следует смешивать ошибки типа «пьятка», «мьата» вместо пятка, мята с ранее указанными. В данном случае ребенок понимает и различает твердое и мягкое звучание согласного, но неправильно обозначает мягкость согласного на письме.
Как показала практика, у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе проверочного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка», или «рика» проверяя «ричушка». Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и ее, отсюда ошибки: «вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, «сыпал» вместо ссыпал, не видят различия в звуковых сочетаниях: тя — тья, ря — рья и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.
На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв Это можно объяснить тем, что в строчных
буквах русского алфавита (о, р, и,. Щ, у, Р>/*)> элемент, опускающийся ниже строчки д. встречается чаще, чем верхний элемент буквы» (г), а изначально написание букв б и д одинаково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы в (/)•
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ученики недописывают, переставляют, пропускают слова в предложении, например: «Мой папа тоже... (работает) водителем», «На полянках, пригорках уже зазеленела... (трава)», «Черепаха дает золотой Буратино ключик» вместо «... дает золотой ключик Буратино». Во всех трех случаях нарушилась структура предложения, что повлияло на их смысл.
Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием — приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красный платье» или «у меня нет красная платий», «пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: «пошли с корзинки», «катались на санки». Много ошибок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи..
Ученики не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения.
|
|
Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.
Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи, логопед должен создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Например, логопед вводит понятие «звонкие и глухие согласные» и осуществляет работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно он включает задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, логопед дает понятие о слогообразующей роли гласных. Развивая у детей умение слышать ударный гласный, логопед не может игнорировать тему «Безударные гласные», а для того чтобы ученики слышали безударный гласный в корне слова, необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».
Логопеду следует помнить, что параллельно с коррекцион-ными задачами важно выявлять зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании занятий учитывать эти задачи.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.
Данное практическое пособие предназначено логопедам, работающим на школьных логопедических пунктах с детьми, у которых выражено общее недоразвитие речи, а также в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Его могут использовать учителя классов выравнивания и учителя начальных классов массовой школы.
|
|
Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе изложены методический материал по предупреждению дисграфии и исправлению устной и письменной речи у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи.
Большая часть этого раздела представлена в виде конспектов занятий. Эффективность усвоения детьми данного материала будет зависеть от количества проведенных занятий, правильности их построения, умелого сочетания упражнений и заданий, направленных не только на коррекцию и развитие речевой функции, но и на развитие других психических функций. Определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Перед началом занятия логопед дает ученикам короткое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить материал предыдущего занятия.
Во втором разделе предлагается методический материал для работы с учениками-дисграфиками второго и третьего классов. В этом разделе конспекты занятий приводятся как примеры.
Предлагаемая методика апробирована в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и элементами общего недоразвития речи в школах №№ 242, 605, 604, 651, 672, 920 г. Москвы.
К пособию прилагается «Дидактический материал по коррекции устной и письменной речи», адресованный учащимся начальных классов для индивидуального использования.
Материал, представленный в пособии, излагается в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы.