Тема. Слово.
Ц е л ь. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы; развивать зрительное и слуховое внимание и память; учить графически изображать слова, обозначающие предметы.
Оборудование. Картинки, изображающие живые и неживые предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед говорит ученикам, что на занятии надо внимательно слушать, смотреть и запоминать.
П. Закрепление пройденного материала. Работа со словами, обозначающими предметы.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать сначала слово, обозначающее живой предмет, затем неживой, и к каждому слову поставить вопрос. Далее они должны назвать два слова, из которых одно обозначает живой предмет, а другое — неживой, и поставить к ним вопросы. Например, кошка — лампа (кто? что?), птичка — стол (кто? что?). Потом учащиеся объясняют, почему поставили тот или иной вопрос.
Логопед предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, которые обозначают: а) живые предметы, б) неживые предметы. Поставить вопросы.
|
|
III. Упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти
1. Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки подбирает логопед по своему усмотрению.)
2. Прослушать слова. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем слова, обозначающие живые предметы (медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка) (логопед называет ряд слов только один раз).
IV. Графическое изображение слов, обозначающих предметы. Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы можно записать, но не буквами, а условно, графически, например
одной прямой линией. Дает образец на доске:----------. Далее
предлагает изобразить графически следующие слова: доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава. После этого подсчитывается количество слов, линий. «Что помогло вам сосчитать количество слов? — спрашивает логопед. — (Линии.) А чтобы одинаковые линии не слились, между ними мы поставим значок, запятую. Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (Одной прямой линией.) Что обозначают слова которые вы изображали одной прямой линией? (Предметы.)»
V. Итог занятия.
«Что нового вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?» — заканчивает занятие логопед.
Занятие 3
Тема. Слово.
Цель. Учить различать слова, обозначающие действие предмета; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Предметные картинки, на которых изображены объекты в действии; карточки с графическим изображением слов-предметов, слов-действий.
|
|
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед начинает фразу, ученики ее заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все... (видят), уши внимательно слушают и все... (слышат), голова хорошо... (думает)».
П. Повторение пройденного материала.
Логопед показывает ученикам карточку с графическим-изображением слова-предмета и спрашивает: «Что мы так изображаем? (Слова-предметы.)»
Логопед дает задание ученикам назвать по два слова, обозначающих живой и неживой предметы, изобразить их графически и к каждому слову поставить вопрос.
III. Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед дает шепотом задание одному из учеников, например: «Попрыгай... помаши... побегай» и т. п. Обращает внимание детей на то, что мальчик показывал разные действия, и предлагает называть действия словами, отвечая на вопрос: «Что делает Саша?» Мальчик повторяет действия, а учащиеся их называют.
В о п росы.
Кто показывает действия? (Саша.)
Кто ставил вопросы к действиям? (Вы.)
Кто называл действия словами? (Мы.)
Логопед делает вывод: «Мы узнали, что кроме слов-предметов, есть слова-действия. Мы так и будем их называть — слова-действия».
Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строиЩь, говорить и т. д.). Логопед уточняет: «Человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят, сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия».
Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например мальчик идет, стоит, бежит, затем задает вопрос: «Что делает?» {Идет, стоит, бежит и т. д.).
Логопед обращается к детям: «Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действия? (Что делает?)*. Можно предложить ученикам ряд вопросов: «Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают?» Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.
IV. Графическое изображение слов, обозначающих действие предмета.
Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми линиями. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия ==в=== и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически.
Вопросы.
Как вы изображали слова-действия?
Какие слова будем изображать двумя линиями?
Работа с карточками.
Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднимать соответствующую карточку.
Приблизительный перечень слов, называемых логопедом: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист.
V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти. Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать только
те, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра, — и поставить к ним вопрос.
VI. Итог занятия.
«Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?» — спрашивает логопед.