Тема. Слово.
Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения; практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы; развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование. Картинки, изображающие одушевленные и неодушевленные предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель занятий.
П. Работа с предложением.
Логопед называет предложение из двух слов: «Дети насыпали». Затем задает вопросы: «Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии».
|
|
III. Работа со словом.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака; лягушка и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания. Логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний» затем называет ряд слов: гулять, писать, пить. «А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл».
Различие слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово». Ученикам раздают картинки, изображающие различных животных и предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемежку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (кот, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картину и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на звукосочетание (пул, бакуса) — не подняли (кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков).
Слова, обозначающие предметы.
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. п.
Вопросы. Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)
Как я спрашивала? (Что?) «Слово что? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы».
|
|
Слова обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд — картинки, изображающие живые объекты. Затем он ставит вопрос к картинкам первого ряда: что? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и др. К картинкам второго ряда ставится вопрос: кто? (Коза, собака, кошка и др.)
Вопросы:
Какой вопрос я задавала сначала? (Что?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто?) Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим — кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)
Если ученики затруднятся в правильном ответе, необходимо дать им представление о живом объекте и неживом предмете. Логопед предлагает ученикам сравнить девочку Лену с куклой Леной. При этом выясняется сходство и различие (девочка Лена и кукла Лена похожи, но девочка отличается от куклы тем, что может самостоятельно ходить, прыгать, обслуживать себя и т. п., а кукла этого не может.) Вопрос почему? ориентирует детей на самостоятельный вывод (девочка живая, а кукла неживая — игрушка).
Далее логопед спрашивает, сначала указывая не девочку: кто? (Девочка.), затем, указывая на куклу: что? (Кукла.) и просит детей повторить, как он спрашивал про девочку и как про куклу.
«К каким предметам мы будем ставить вопрос: кто?, к каким — что?» (К живым и неживым.)
Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Логопед ставит на доску вперемежку картинки, изобража-V* ющие живые предметы, и предлагает ученикам разложить их ч?^ на две группы: живые объекты и неживые — и поставить соот-"ч ветствующие вопросы.
IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, назвать сначала только первые, затем вторые. Например, предлагаются картинки с изображениями стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивают.)