Тема. Слово.
Цель. Закрепить у учеников представление о словах, обозначающих признак предмета.
Оборудов а н и е. Предметные картинки. Схема.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать по одному слову, обозначающему признак предмета.
II. Работа со словами, обозначающими признак предмета. Ученикам даются следующие задания.
1) Придумать и назвать слово, которое обозначало бы признак предмета и отвечало на вопрос: а) к а к а я? б) к а к о й? в) к а к о е?
2) К словам-предметам ландыш, березка, настроение, подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.
3) Рассмотреть предмет, дать его описание в следующей последовательности:
форма, цвет, каков предмет на вкус, на ощупь. Образец: помидор — круглый, красный, сладкий, мягкий. (Предметы подбирает логопед по своему усмотрению.)
4) Из данных слов-признаков назвать слова, обозначающие а) форму, б) цвет, в) каков предмет на ощупь, г) на вкус, д) материал, из которого сделан предмет.
Горький, круглый, треугольный, твердый, оранжевый, скользкий, кожаный, кружевной, холодный, железный, овальный, кислый, капроновый, лиловый, пресный, свинцовый, квадратный, медный, шелковый. (Логопед называет за один раз не более шести слов.)
|
|
5) Подобрать к словам-предметам по два слова-признака, одно из которых обозначает цвет, другое — материал, из которого сделан предмет.
Образец: платье — голубое, ситцевое.
Платье, шапка, ботинки, чашка, кастрюля, ткань.
6) Прослушать стихотворение В. Берестова. Назвать слова-признаки, говорящие о характере человека. Сказать.положительные эти черты характера или отрицательные.
...Жить без шуток плохо. Если ты обидчивый, Вспыльчивый, забывчивый, Хмурый, неуживчивый, Берегись подвоха,
«Объясните выражение берегись подвоха», — предлагает логопед.
III. Итог занятия.
Логопед обращается к детям: «Чему вы сегодня научились на занятии?»
Занятие 9
Тема. Слово.
Цель. Закрепить знание о словах, обозначающих признак предмета.
Оборудование. Карандаш, бумага.
Ход занятия