Тема. Слово.
Цель. Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Картинки, изображающие статичные предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они узнали на прошлом занятии.
П. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.
Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит поставить к картинкам вопросы кто? что делает? Например: Мальчик сидит. Кто? (Мальчик.) Что делает? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначает первое и второе слово. (Предмет и действие.)
Аналогично ведется работа с другими картинками.
Ученики выполняют следующие задания:
1) Назвать предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают:
мычит..., хрюкает..., мяукает..., лает..., ржет..., кудахчет..., шипит..., чирикает..., кукует..., квакает..., рычит..., курлыкает....
|
|
2) Сказать, как кто передвигается:
корова..., белка..., заяц..., змея..., человек..., лягушка....
3) Сказать, как кто подает голос:
лягушка..., воробей..., свинья..., коза..., собака.... кошка..., лошадь....
На какие вопросы отвечают названные слова? Что они обозначают?
III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.
1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.
2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.
IV. Итог занятия.
Логопед спрашивает: «Какие слова вы учились сегодня различать? На какие вопросы отвечают эти слова?»
Занятие в
Тема. Слово.
Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы и действия; учить выделять слова из простого нерас-пространеного предложения; развивать слуховое внимание и память..
Оборудование. Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и к
каждому из них правильно поставить вопрос, после чего ученики занимают свои места.
П. Закрепление материала предыдущего занятия.
Ученикам даются следующие задания.
1) Поднять соответствующую карточку (даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемежку, ученики поднимают карточку с графическими изображениями слов):
дождь, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, гремит, приближается, умывается.
|
|
2) Записать слова графически в две колонки: в первую — слова, обозначающие предметы, во вторую — слова, обозначающие действия. (Можно использовать словарный материал предыдущего занятия.)
III. Выделение слов из предложения.
Логопед читает предложение. К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.
Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет. Коля читает. Рисует Маша. Идёт дождь.
Затем логопед предлагает послушать стихотворение:
Тает снежок. Солнце печет.
Ожил лужок. Липа цветет.
День прибывает. Рожь поспевает.
Когда это бывает? Когда это бывает?
(Назвать сначала слова, обозначающие предметы, затем слова, обозначающие действие, поставить вопросы).
«Вы научились правильно ставить вопросы к словам в предложении. В дальнейшем вопросы помогут нам правильно составлять предложения».
ГУ. Итог занятия.
Логопед обращается к детям: «Чему вы научились на занятии?»