Занятие 5. Цель. Учить детей различать слова, обозначающие пред­меты и действия предметов;развивать слуховое внимание и па­мять

Тема. Слово.

Цель. Учить детей различать слова, обозначающие пред­меты и действия предметов;развивать слуховое внимание и па­мять.

Оборудование. Картинки, изображающие статичные предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они узнали на прошлом занятии.

П. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.

Логопед выставляет на доске картинки, изображающие пред­меты в действии, просит поставить к картинкам вопросы кто? что делает? Например: Мальчик сидит. Кто? (Мальчик.) Что делает? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначает пер­вое и второе слово. (Предмет и действие.)

Аналогично ведется работа с другими картинками.

Ученики выполняют следующие задания:

1) Назвать предмет по его действию, скажите, на какой воп­рос отвечают эти слова, что они обозначают:

мычит..., хрюкает..., мяукает..., лает..., ржет..., кудах­чет..., шипит..., чирикает..., кукует..., квакает..., рычит..., курлыкает....

2) Сказать, как кто передвигается:

корова..., белка..., заяц..., змея..., человек..., лягушка....

3) Сказать, как кто подает голос:

лягушка..., воробей..., свинья..., коза..., собака.... кошка..., лошадь....

На какие вопросы отвечают названные слова? Что они обо­значают?

III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предме­ты: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.

2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозна­чают действия.

IV. Итог занятия.

Логопед спрашивает: «Какие слова вы учились сегодня раз­личать? На какие вопросы отвечают эти слова?»

Занятие в

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы и действия; учить выделять слова из простого нерас-пространеного предложения; развивать слуховое внимание и память..

Оборудование. Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и к

каждому из них правильно поставить вопрос, после чего учени­ки занимают свои места.

П. Закрепление материала предыдущего занятия.

Ученикам даются следующие задания.

1) Поднять соответствующую карточку (даются слова, обо­значающие предмет и действие предмета вперемежку, ученики поднимают карточку с графическими изображениями слов):

дождь, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, обла­ка, град, уходит, гремит, приближается, умывается.

2) Записать слова графически в две колонки: в первую — слова, обозначающие предметы, во вторую — слова, обознача­ющие действия. (Можно использовать словарный материал предыдущего занятия.)

III. Выделение слов из предложения.

Логопед читает предложение. К каждому слову в предложе­нии дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.

Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет. Коля чита­ет. Рисует Маша. Идёт дождь.

Затем логопед предлагает послушать стихотворение:

Тает снежок. Солнце печет.

Ожил лужок. Липа цветет.

День прибывает. Рожь поспевает.

Когда это бывает? Когда это бывает?

(Назвать сначала слова, обозначающие предметы, затем сло­ва, обозначающие действие, поставить вопросы).

«Вы научились правильно ставить вопросы к словам в предложении. В дальнейшем вопросы помогут нам правильно составлять предложения».

ГУ. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «Чему вы научились на за­нятии?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: