Тема. Предложение.
Цель. Повторить материал предыдущего занятия; учить детей различать понятия «слово», «предложение», правильно согласовывать в числе имя существительное с глаголом.
Обо ру д о в а н и е. Карточка со схемами слов и предложений.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, й составить из этих слов предложение. Составленные предложения оцениваются самими учащимися.
П. Повторение материала предыдущего занятия.
Детям даются следующие задания.
1) Составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе — действие предмета. Каждое предложение изобразить графически.
Птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гудеть; дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опадать; орлы, парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать.
2) Составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало действие предмета, а второе — предмет. Каждое предложение изобразить графически. (Используется лексический материал предыдущего задания.)
|
|
III. Дифференциация понятий «слово» — «предложение».
Логопед называет два слова: пчела, жужжать и спрашивает учеников: «Что я назвала? (Два слова.)»
Затем называет предложение: Пчела жужжит. Задает вопросы: «Что я назвала? (Предложение.) Как вы догадались, что в первом случае я назвала слова, а во втором — предложение? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)»
IV. Работа со схемами слов и предложений.
На доске — схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.
Логопед спрашивает: «Что изображено на доске? (Схемы двух слов.) Что обозначает первое слово? Второе слово? (Предмет, действие.) Что вам помогло правильно определить значение изображенных слов? (Их графическое изображение.)*
Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает вопросы ученикам:
«Что изображено? (Предложение.)
Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой.)
Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)»
Логопед чертит вторую схему предложения и проводит аналогичную работу.
V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы..
У учеников по три карточки*
На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других — схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по структуре.
|
|
«Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующую карточку, — предлагает логопед. —
Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться; Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль».
VI. Составление предложений по схемам.
На доске — схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения, которые соответствуют данным схемам, сказать, что обозначают первое и второе слова в предложении.
ПЛ
VII. Итог занятия.
Логопед спрашивает детей, что они учились различать; что помогло им в составлении предложений; что больше всего понравилось на занятии.