Занятие 2. Цель. Повторить материал предыдущего занятия; учить детей различать понятия «слово», «предложение», правильно согласовывать в числе имя существительное с

Тема. Предложение.

Цель. Повторить материал предыдущего занятия; учить детей различать понятия «слово», «предложение», правильно согласовывать в числе имя существительное с глаголом.

Обо ру д о в а н и е. Карточка со схемами слов и предло­жений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два сло­ва, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, й составить из этих слов предложение. Составлен­ные предложения оцениваются самими учащимися.

П. Повторение материала предыдущего занятия.

Детям даются следующие задания.

1) Составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе — действие предмета. Каж­дое предложение изобразить графически.

Птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гу­деть; дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опа­дать; орлы, парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать.

2) Составить предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало действие предмета, а второе — предмет. Каж­дое предложение изобразить графически. (Используется лек­сический материал предыдущего задания.)

III. Дифференциация понятий «слово» — «предложение».

Логопед называет два слова: пчела, жужжать и спрашива­ет учеников: «Что я назвала? (Два слова.)»

Затем называет предложение: Пчела жужжит. Задает вопро­сы: «Что я назвала? (Предложение.) Как вы догадались, что в пер­вом случае я назвала слова, а во втором — предложение? (В пер­вом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)»

IV. Работа со схемами слов и предложений.

На доске — схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.

Логопед спрашивает: «Что изображено на доске? (Схемы двух слов.) Что обозначает первое слово? Второе слово? (Пред­мет, действие.) Что вам помогло правильно определить зна­чение изображенных слов? (Их графическое изображение.)*

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает вопросы ученикам:

«Что изображено? (Предложение.)

Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложе­нияточкой.)

Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)»

Логопед чертит вторую схему предложения и проводит ана­логичную работу.

V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы..

У учеников по три карточки*

На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других — схемы предло­жений, состоящих из двух слов, разных по структуре.

«Прослушайте слова и предложения, поднимите соответ­ствующую карточку, — предлагает логопед. —

Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, над­вигаться; Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежин­ки; Болеть, голова; Поднялась пыль».

VI. Составление предложений по схемам.

На доске — схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложе­ния, которые соответствуют данным схемам, сказать, что обо­значают первое и второе слова в предложении.

ПЛ

VII. Итог занятия.

Логопед спрашивает детей, что они учились различать; что помогло им в составлении предложений; что больше всего по­нравилось на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: