Занятие 7. Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающи­ми признак предмета; учить детей правильно изменять слова

Тема. Слово.

Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающи­ми признак предмета; учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам; развивать слуховое внима­ние и память.

Оборудование. Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-при­знаков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозна­чающих предмет и действие предмета, и к каждому слову по­ставить вопрос, после чего они занимают свои места.

II. Повторение материала предыдущих занятий.

Логопед предлагает: «Отгадайте загадки, поставьте вопро­сы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово».

Летит, жужжит —.... Мычит, жует —.... Скачет, ржет —.... Лакает, мяукает —.... Сторожит, лает.... Плавает, молчит —.... Блеет, жует —.... Хрюкает, чавкает —....

III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яб­локо. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спраши­вает детей: «Какой по форме, по цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)

Какая по форме, по цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)

Какое по форме, по цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкус­ное.)»

Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.

«Вы назвали много слов, и все они обозначают признак пред­мета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к сло­вам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила воп­рос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное», — говорит логопед.

Затем ученикам даются следующие задания.

1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно логопед спра­шивает каждого ученика.)

2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)

3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые от­вечают на вопросы какой? какая? какое?

IV. Графическое изображение слов.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, и обо­значающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначаю­щие признаки, изображают волнистой линией \ЛЛ/. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый,

смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое, большое, голубое.

Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обо­значают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш; вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный. К каждому слову поставьте вопрос.

У. Итог занятия.

«С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали?» — спрашивает логопед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: