Тема. Слово.
Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета; учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование. Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-признаков.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего они занимают свои места.
II. Повторение материала предыдущих занятий.
Логопед предлагает: «Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово».
Летит, жужжит —.... Мычит, жует —.... Скачет, ржет —.... Лакает, мяукает —.... Сторожит, лает.... Плавает, молчит —.... Блеет, жует —.... Хрюкает, чавкает —....
III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает детей: «Какой по форме, по цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
|
|
Какая по форме, по цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
Какое по форме, по цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)»
Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.
«Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное», — говорит логопед.
Затем ученикам даются следующие задания.
1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно логопед спрашивает каждого ученика.)
2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)
3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?
IV. Графическое изображение слов.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, и обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображают волнистой линией \ЛЛ/. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый,
смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое, большое, голубое.
Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обозначают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш; вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный. К каждому слову поставьте вопрос.
У. Итог занятия.
«С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали?» — спрашивает логопед.