Занятие 1
Тема. Работа над рассказом «Водолаз и акула». Цель. Учить детей находить главную мысль рассказа; формировать умение кратко пересказывать текст.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
П. Работа над рассказом. Логопед читает рассказ «Водолаз и акула»:
«В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.
Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю.
Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него. Но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и приготовился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз ударил ее кинжалом и убил.
Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли кверху».
1) Деление рассказа на части.
Логопед читает рассказ еще раз, ученики определяют конец каждой части.
Логопед: «Сколько получилось частей в рассказе?» (Пять частей.)
2) Озаглавливание каждой части. «Что самое главное в первой части? — спрашивает логопед. — (Оборвалась цепь.) (Выставляется картинка, изображающая оборванную цепь.) Что главное во второй части? (Водолаз.) (Выставляется картинка, изображающая водолаза.) Что главное в третьей части? (Появление акулы.) (Выставляется картинка, изображающая акулу.) Что главное в четвертой части? (Акула убита.) (Выставляется картинка, изображающая убитую акулу.) Что главное в последней части?» (Водолаз привязал цепь к якорю.) (Выставляется картинка, изображающая якорь с цепью.)
|
|
Логопед обращает внимание детей на то, что получился план рассказа в картинках, и предлагает озаглавить каждую часть, используя эти картинки. Затем логопед предлагает учащимся коротко пересказать рассказ по плану.
Образец рассказа: Оборвалась цепь, которая держала якорь. Водолаз стал чинить цепь. На него напала акула. Водолаз убил акулу и починил цепь.
Сравнение двух рассказов. Выясняется, что первый вариант рассказа подробный, а второй — краткий, в нем рассказывается только самое главное.
III. Итог занятия.
Логопед говорит детям: «Мы сегодня учились передавать главные события рассказа».
Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте рассказ «Пудик». Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план и перескажите по нему рассказ.
Пудик.
Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик.. Он жил под окном в теплом гнезде.
Он не умел летать, только махал крыльями.
Прилетала воробьиха, приносила букашек. Пудик глотал букашек.
Он часто высовывался из гнезда. Крылышки у него были еще маленькие.
Подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнезда. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках.
|
|
Подкралась в Пудику кошка. Увидала воробьиха. Подлетела к кошке. Раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кошку клюнуть в глаз.
В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Мать прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.
(По М. Горькому.)
Занятие 2
Тема. Рассказ «Откуда соль берется» Л. Мезинова. Цель. Учить детей краткому пересказу.
Ход занятия
I. Организационный момент. П. Работа над рассказом.
Логопед читает рассказ «Откуда соль берется»:
«Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи. Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку котлеты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.
— Надо пойти соли поискать, — сказала тогда Солонка и отправилась в путь. Только никак не могла она отыскать хотя бы щепотку соли! На деревьях соль не растет. С неба не сыплется. Откуда ее взять?
— А ты к самому Соленому Морю сходи, — посоветовала ей знакомя Масленка, — у него соли много!
Прибежала Солонка на берег моря.
— Здравствуй, Соленое Море! Дай мне сольцы немного, — сказала Солонка.
— Хорошо, — ответило Соленое Море. — Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу, могучему Насосу-Солесосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачивает.
— Ты-то мне и нужен, Насос-Солесос, — обрадовалась Солонка. — Дай мне немного соли!
Забурлила вода. Перекачал великан Насос воду в маленькое озеро.
— А теперь попроси Горячее Солнышко погреть воду, — сказал Солесос. — Нагреется вода, испарится, а соль на самом дне останется!
Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль. Много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби! Набрала Солонка соли, домой побежала.
Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Солонка, откуда соль берется.
Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помогают им могучие насосы-солесосы и горячее южное солнце. Вот как!»
Логопед обращается к детям: «Что нового вы узнали из этой сказки? Расскажем, как добывается соль, но сначала послушайте стихи, они вам помогут составить рассказ».
Я зеленое-зеленое,
Я соленое-соленое.
У меня сокровищ много,
Хоть трудна до них дорога.
И не маленькую роль
Среди них играет соль!
Это мощный насос,
Он зовется Солесос. В море воду добывает И в озера выливает. А я моря, младший брат, Я помочь любому рад. Высыхаю я от солнца, Оставляя соль на донце.