Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Работа над рассказом «Водолаз и акула». Цель. Учить детей находить главную мысль рассказа; фор­мировать умение кратко пересказывать текст.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

П. Работа над рассказом. Логопед читает рассказ «Водолаз и акула»:

«В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.

Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю.

Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него. Но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и пригото­вился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз уда­рил ее кинжалом и убил.

Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли кверху».

1) Деление рассказа на части.

Логопед читает рассказ еще раз, ученики определяют конец каждой части.

Логопед: «Сколько получилось частей в рассказе?» (Пять частей.)

2) Озаглавливание каждой части. «Что самое главное в пер­вой части? — спрашивает логопед. — (Оборвалась цепь.) (Выс­тавляется картинка, изображающая оборванную цепь.) Что главное во второй части? (Водолаз.) (Выставляется картинка, изображающая водолаза.) Что главное в третьей части? (Появ­ление акулы.) (Выставляется картинка, изображающая акулу.) Что главное в четвертой части? (Акула убита.) (Выставляется картинка, изображающая убитую акулу.) Что главное в после­дней части?» (Водолаз привязал цепь к якорю.) (Выставляется картинка, изображающая якорь с цепью.)

Логопед обращает внимание детей на то, что получился план рассказа в картинках, и предлагает озаглавить каждую часть, используя эти картинки. Затем логопед предлагает учащимся коротко пересказать рассказ по плану.

Образец рассказа: Оборвалась цепь, которая дер­жала якорь. Водолаз стал чинить цепь. На него напала акула. Водолаз убил акулу и починил цепь.

Сравнение двух рассказов. Выясняется, что первый вариант рассказа подробный, а второй — краткий, в нем рассказывает­ся только самое главное.

III. Итог занятия.

Логопед говорит детям: «Мы сегодня учились передавать главные события рассказа».

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте рассказ «Пудик». Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план и перескажите по нему рассказ.

Пудик.

Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик.. Он жил под окном в теплом гнезде.

Он не умел летать, только махал крыльями.

Прилетала воробьиха, приносила букашек. Пудик глотал бу­кашек.

Он часто высовывался из гнезда. Крылышки у него были еще маленькие.

Подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнез­да. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках.

Подкралась в Пудику кошка. Увидала воробьиха. Подлете­ла к кошке. Раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кош­ку клюнуть в глаз.

В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Мать прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.

(По М. Горькому.)

Занятие 2

Тема. Рассказ «Откуда соль берется» Л. Мезинова. Цель. Учить детей краткому пересказу.

Ход занятия

I. Организационный момент. П. Работа над рассказом.

Логопед читает рассказ «Откуда соль берется»:

«Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи. Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку кот­леты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.

— Надо пойти соли поискать, — сказала тогда Солонка и от­правилась в путь. Только никак не могла она отыскать хотя бы щепотку соли! На деревьях соль не растет. С неба не сыплется. Откуда ее взять?

— А ты к самому Соленому Морю сходи, — посоветовала ей знакомя Масленка, — у него соли много!

Прибежала Солонка на берег моря.

— Здравствуй, Соленое Море! Дай мне сольцы немного, — сказала Солонка.

— Хорошо, — ответило Соленое Море. — Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу, могучему Насосу-Соле­сосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачи­вает.

— Ты-то мне и нужен, Насос-Солесос, — обрадовалась Со­лонка. — Дай мне немного соли!

Забурлила вода. Перекачал великан Насос воду в маленькое озеро.

— А теперь попроси Горячее Солнышко погреть воду, — ска­зал Солесос. — Нагреется вода, испарится, а соль на самом дне останется!

Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль. Много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби! Набрала Солонка соли, домой побежала.

Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыб­нулись друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Со­лонка, откуда соль берется.

Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помо­гают им могучие насосы-солесосы и горячее южное солнце. Вот как!»

Логопед обращается к детям: «Что нового вы узнали из этой сказки? Расскажем, как добывается соль, но сначала послушай­те стихи, они вам помогут составить рассказ».

Я зеленое-зеленое,

Я соленое-соленое.

У меня сокровищ много,

Хоть трудна до них дорога.

И не маленькую роль

Среди них играет соль!

Это мощный насос,

Он зовется Солесос. В море воду добывает И в озера выливает. А я моря, младший брат, Я помочь любому рад. Высыхаю я от солнца, Оставляя соль на донце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: