Значительную роль в социальной реабилитации играет психологическое консультирование и психопрофилактика.
Психологическое консультирование – это обеспечение полноценной ориентировки клиента в самом себе, сложившейся ситуации и средствах ее разрешения. Основной метод психологического консультирования – организованная беседа с клиентом и вовлекаемым окружением. Очень часто истинный мотив обращения к психологу скрыт от клиента. Психологическое консультирование предполагает выполнение ряда заданий (в ходе консультации или дома), направленных на выделение сущности проблемы и поиск наиболее эффективных путей разрешения ситуации.
В психологическом консультировании выделяют следующие этапы:
1) установление контакта с клиентом, ориентирование его на совместную работу;
2) спонтанный рассказ о причине обращения к психологу, выделение проблемной ситуациии формирование запроса;
3) совместная оценка и анализ способов разрешения проблемной ситуации;
|
|
4) обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.
Выделяются различные методы психологического воздействия в процессе консультирования:
· интерпретация,основанная как на теории, так и на собственном опыте, позволяет клиенту иначе может взглянуть на свою проблему, дает ему альтернативное восприятие реальности, способствует трансформации взглядов, может изменить чувства, мысли, настроение и поведение;
· директива – указание, подсказывающее клиенту, какое действие предпринять и каких действий ожидает от него консультант;
· совет – пожелания, идеи о том, как действовать, думать, вести себя – дает клиенту полезную информацию;
· самораскрытие способствует установлению контакта, возникновению чувства разделенного взаимопонимания, доверия, равенства участников терапевтического процесса; происходит тогда, когда консультант делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента.
· обратная связь («Вы представляетесь мне человеком...»; «Сейчас, когда вы строите новые планы, я вижу, как вы изменились со времени нашей первой встречи...») помогает клиенту создать новый образ себя, стимулирует способность выйти из трудной ситуации и посмотреть на нее со стороны;
· конфронтация – сосредоточение консультанта на тех особенностях поведения клиента, которые можно и нужно изменить для возможности дальнейшего развития;
· логическая последовательность – объяснение клиенту следствий его поведения и мышления и формирование умения предвидеть результаты своих действий (формула «если..., то…»).
· воздействующее резюме – метод, помогающий прояснить клиенту, что было сделано за время консультации, подвести ее итог и перенести обобщения, выводы и решения в реальную жизнь.
|
|
О результативностипсихологической помощи в процессе психологического консультирования можно судить по следующим признакам (Р.С. Немов, 1999):
· субъективное совместное чувство удовлетворения после консультации как у психолога, так и у клиента;
· данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
· наличие положительных изменений, которые и были целью психологической помощи;
· влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).
Психологическое консультирования как технология практической психологии тесно связана с двумя другими – психологической профилактикой и психологической реабилитацией.
Психопрофилактика – это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена). К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение (лектории, семинары и т.д.).
Можно выделить три уровня психопрофилактики:
· первичная профилактика проводится психологом со всей группой;
· вторичная профилактика проводится с теми людьми, находящимися в зоне риска и склонными к той или иной проблеме;
· третичная профилактика проводится с теми, у кого уже есть проблемы.
Основными сферами профилактической деятельности являются:
1. профилактика академических проблем (обучение умениям управлять памятью, мыслительным процессам и навыкам (логическим, творческим, критическим, интуитивным), речью, общением и т.д.);
2. профилактика личностно-социальных проблем (формирование адекватного отношения к наркотикам, алкоголю, курению, половым контактам, рекламе, конфликтам; обучение умениям управлять агрессией, говорить «нет», критически воспринимать рекламу и т.п.; часто такая работа проходит в форме тренингов);
3. профилактика психического здоровья (предупреждение возникновения зависимостей от других людей, пищевой зависимости, курения, алкоголя, наркозависимости, и т.п.
Таким образом, для социально-реабилитационной деятельности на сегодняшний день разработана целая систему психологических технологий.
Тесты для самоконтроля
1. Зарождение научной психодиагностики можно отнести:
а) к концу XIX – началу XX века;
б) к концу XVIII – началу XIX века;
в) к XVII веку;
г) к середине XX века.
2. Методологической основой психодиагностики выступает:
а) психокоррекция;
б) психометрика;
в) экспертиза;
г) все варианты верны.
3. Психокоррекция:
а) «исправление» нарушенного гармоничного развития;
б) оптимизация процесса психического развития личности;
в) развитие деятельности, оптимизация социальной ситуации развития;
г) все варианты верны.
4. Психокоррекция проводится в соответствии с принципами:
а) единства диагностики и коррекции;
б) нормативности развития, системности развития;
в) коррекция «сверху вниз», «снизу верх», деятельностного принципа коррекции;
г) все варианты верны.
5. Психотерапия:
а) совокупность научных знаний и практических подходов, отличающаяся различными установками и широким спектром применения;
б) оказание психологической помощи;
в) создание условий для системного развития личности;
г) создание условий для оптимального развития личности.
6.Термин «психотерапия» был введен:
а) в 1972 г;
б) в 1871 г;
в) в 1872 г;
|
|
г) в 1914 г.
7. Расширенное понимание области применения психотерапии закреплено:
а) в Гражданском кодексе;
б) в Декларации по психотерапии;
в) в Конституции РФ;
г) в Декларации по правам человека и гражданина.
8. В последние годы условно разделяют:
а) клинически-ориентированную и личностно-ориентированную психотерапию;
б) личностную и возрастную психотерапию;
в) детскую и взрослую психотерапию;
г) все варианты верны.
9. В настоящее время для взрослых применяется:
а) около 250 разновидностей психотерапии;
б) около 300 разновидностей психотерапии;
в) около 400 разновидностей психотерапии;
г) около 100 разновидностей психотерапии.
10. С точки зрения психологической модели, под психотерапией следует понимать:
а) оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений,
б) оказание психологической помощи в случае потребности улучшить качество собственной жизни;
в) оказание психологической помощи, направленной на решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе конфликтов.
г) все вышеперечисленное.