double arrow

Психологическое консультирование и психопрофилактика

Значительную роль в социальной реабилитации играет психологическое кон­сультирование и психопрофилактика.

Психологическое кон­сультирование – это обеспечение полноцен­ной ориентировки клиента в самом себе, сложившейся ситуации и средствах ее разрешения. Основной метод психологического кон­сультирования – организованная беседа с клиентом и вовлекаемым окру­жением. Очень часто ис­тинный мотив обращения к психологу скрыт от клиента. Психологи­ческое консультирование предпо­лагает выполнение ряда заданий (в ходе консультации или дома), на­правленных на выделение сущности проблемы и поиск наиболее эффек­тивных путей разрешения ситуации.

В психологическом консультиро­вании выделяют следующие этапы:

1) ус­тановление контакта с клиентом, ориенти­рование его на совместную работу;

2) спонтан­ный рассказ о причине обращения к психологу, выделение проблемной си­туациии формирование запроса;

3) совместная оценка и анализ способов разрешения про­блемной ситуации;

4) обобщение ре­зультатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.

Выделяются различные методы психологического воздействия в процессе консультирования:

· интерпретация,основанная как на теории, так и на собственном опыте, позволяет клиенту иначе может взглянуть на свою проблему, дает ему альтернативное восприятие реальности, способствует трансформации взглядов, может изменить чувства, мысли, настроение и поведение;

· директива – указание, подсказывающее клиенту, какое действие предпринять и каких действий ожидает от него консультант;

· совет – пожелания, идеи о том, как действовать, думать, вести себя – дает клиенту полезную информацию;

· самораскрытие способствует установлению контакта, возникновению чувства разделенного взаимопонимания, доверия, равенства участников терапевтического процесса; происходит тогда, когда консультант делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента.

· обратная связь («Вы представляе­тесь мне человеком...»; «Сейчас, когда вы строите новые планы, я вижу, как вы изменились со времени нашей первой встречи...») помогает клиенту создать новый образ себя, стимулирует способность выйти из трудной ситуации и посмотреть на нее со стороны;

· конфронтация – сосредоточение консультанта на тех особенностях поведения клиента, которые можно и нужно изменить для возможности дальнейшего развития;

· логическая последовательность – объяснение клиенту следствий его поведения и мышления и формирование умения предвидеть результаты своих действий (формула «если..., то…»).

· воздействующее резюме – метод, помогающий прояснить клиенту, что было сделано за время консультации, подвести ее итог и пере­нести обобщения, выводы и решения в реальную жизнь.

О результативностипсихологической помощи в процессе психологического консультирования можно судить по следующим признакам (Р.С. Немов, 1999):

· субъективное совместное чувство удовлетворения после консультации как у психолога, так и у клиента;

· данная субъективная удовлетворенность подтверж­дается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического ис­следования);

· наличие положительных изменений, которые и были целью психологической помощи;

· влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в поло­жительную сторону изменили межличностные отношения).

Психологическое консультирования как технология практической психологии тесно связана с двумя другими – психологической профилактикой и психологической реабилитацией.

Психопрофилактика – это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена). К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение (лектории, семинары и т.д.).

Можно выделить три уровня психопрофилактики:

· первичная профилактика проводится психологом со всей группой;

· вторичная профилактика проводится с теми людьми, находящимися в зоне риска и склонными к той или иной проблеме;

· третичная профилактика проводится с теми, у кого уже есть проблемы.
Основными сферами профилактической деятельности являются:

1. профилактика академических проблем (обучение умениям управлять памятью, мыслительным процессам и навыкам (логическим, творческим, критическим, интуитивным), речью, общением и т.д.);

2. профилактика личностно-социальных проблем (формирование адекватного отношения к наркотикам, алкоголю, курению, половым контактам, рекламе, конфликтам; обучение умениям управлять агрессией, говорить «нет», критически воспринимать рекламу и т.п.; часто такая работа проходит в форме тренингов);

3. профилактика психического здоровья (предупреждение возникновения зависимостей от других людей, пищевой зависимости, курения, алкоголя, наркозависимости, и т.п.

Таким образом, для социально-реабилитационной деятельности на сегодняшний день разработана целая систему психологических технологий.


Тесты для самоконтроля

1. Зарождение научной психодиагностики можно отнести:

а) к концу XIX – началу XX века;

б) к концу XVIII – началу XIX века;

в) к XVII веку;

г) к середине XX века.

2. Методологической основой психодиагностики выступает:

а) психокоррекция;

б) психометрика;

в) экспертиза;

г) все варианты верны.

3. Психокоррекция:

а) «исправление» нарушенного гармоничного развития;

б) оптимизация процесса психического развития личности;

в) развитие деятельности, оптимизация социальной ситуации развития;

г) все варианты верны.

4. Психокоррекция проводится в соответствии с принципами:

а) единства диагностики и коррекции;

б) нормативности развития, системности развития;

в) коррекция «сверху вниз», «снизу верх», деятельностного принципа коррекции;

г) все варианты верны.

5. Психотерапия:

а) совокупность научных знаний и практических подходов, отличающаяся различными установками и широким спектром применения;

б) оказание психологической помощи;

в) создание условий для системного развития личности;

г) создание условий для оптимального развития личности.

6.Термин «психотерапия» был введен:

а) в 1972 г;

б) в 1871 г;

в) в 1872 г;

г) в 1914 г.

7. Расширенное понимание области применения психотерапии закреплено:

а) в Гражданском кодексе;

б) в Декларации по психотерапии;

в) в Конституции РФ;

г) в Декларации по правам человека и гражданина.

8. В последние годы условно разделяют:

а) клинически-ориентированную и личностно-ориентированную психотерапию;

б) личностную и возрастную психотерапию;

в) детскую и взрослую психотерапию;

г) все варианты верны.

9. В настоящее время для взрослых применяется:

а) около 250 разновидностей психотерапии;

б) около 300 разновидностей психотерапии;

в) около 400 разновидностей психотерапии;

г) около 100 разновидностей психотерапии.

10. С точки зрения психологической модели, под психотерапией следует понимать:

а) оказание психо­логической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений,

б) оказание психологической помощи в слу­чае потребности улучшить качество собственной жизни;

в) оказание психологической помощи, направленной на решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе конф­ликтов.

г) все вышеперечисленное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: