Технологии | Основное содержание |
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п. |
Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе |
Организационные | Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т.п. |
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
достаточная зрелость конфликта;
потребность субъектов конфликта в его разрешении;
наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
|
|
согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и др.) [28].
Основные подходы к решению конфликта интереса заключаются в: силовом решении, отказе, компромиссе, поиске взаимовыгодных вариантов. Первые три подхода основаны на игровом управлении, последний на открытом.
Игровое управление — управление, основанное на желании переигратьоткрытое и честное обсуждение проблемы, так как обсуждение своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз может дать партнерам дополнительные козыри.
Игровое управление позволяет добиваться принятия выгодных для нас решений, однако большей частью — в краткосрочной перспективе. Основанное на сокрытии и манипулировании информацией, игровое управление не позволяет использовать весь имеющийся потенциал, что приводит к текучести кадров, выход на новый сегмент рынка [49].
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами. Деятельность руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
Поэтому универсального алгоритма деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить (табл. 2.4).
Таблица 2.4