Характеристика основных типов акцентуации характера

1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оп­тимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с од­ного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисцип­линирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, са­мооценка завышена.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отли­чается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочи­тает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к зани­жению самооценки.

Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодичес­кими сменами настроения. В период подъема настроения поведе­ние гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неу­стойчива.

Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конф­ликте непредсказуем.

4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в об­щении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неужив­чив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоциональ­ного возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое пове­дение.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в кон­фликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «ро­дителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъяв­ляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости.

Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооцен­ка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором кон­фликта, в конфликте активен.

6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккурат­ностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях — бюро­крат, формалист, легко уступает лидерство другим.

В конфликты вступает редко. Однако его формализм может про­воцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пас­сивно.

7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуве­ренностью в себе, минорным настроением. Самооценка зани­жена.

Вместе с тем, для него характерны такие черты, как дружелю­бие, самокритичность, исполнительность.

Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте — уход и ус­тупка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в уз­ком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вмес­те с тем для него характерны доброта, сострадательность, обо­стренное чувство долга, исполнительность.

Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio — восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличает­ся высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным на­строениям.

Занятие 2. Самодиагностика конфликтности личности

Тест 2. Самооценка конфликтности. Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос Вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов при­свойте этому вопросу два очка.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что Вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании Вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который Вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется Вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

4. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция?

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от Вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как Вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит Вам о необходи­мости экономии и бережливости, о Вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать Ваше мнение о своей последней покупке. Что Вы ей скажете?

а)что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б)говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

в)постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.

8. В парке Вы встретили подростков, которые курят. Как Вы реагируете?

а)делаю им замечание;

б)думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

в)если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.

9. В ресторане Вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а)в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;

б)попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет,

в)выскажу ему все, что о нем думаю.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонни­ми делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять своиобязанности: следить за уборкой в комнатах» разнообразием меню. Возмущает ли Вас это?

а)я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут

или даже уволят с работы;

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии то это вряд ли что-то изменит;

в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, убор­щице или срываю свой гнев на жене.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли Вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) постараюсь примирить наши точки зрения.

Оценка результатов. Каждый ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.

Ответ Вопросы
                     
а                      
б                      
в                      

От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, Вы учитываете, как это может отразиться на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то как это повлияет на Ваши служебные или личностные отношения. И за это Вас уважают.

До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если Вы не правы. Вы не обидитесь, если Вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?

Тест 3. Самооценка конфликтности. Вашему вниманию предла­гается тест, позволяющий оценить степень Вашей собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована для само­оценки по 10 парам утверждений:

1. Рветесь в спор   Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровож­даете тоном, не терпящим возражений   Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете очень возражать   Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов   Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента   Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку   В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер   Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах   Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди лег­ко выходят из конфликта   Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10. Если «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя   Если «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины

Выполнение теста сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки: кружочком отмечаете, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале: 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Оценка результатов. На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных Вами баллов. Сум­ма баллов, равная 70, указывает на очень высокую степень конф­ликтности; 60 — на высокую; 50 - на выраженную конфликт­ность; 11-15— на склонность избегать конфликтные ситуации.

Тест 4. Тактика поведения в конфликте. Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» — 0 баллов. С помощью этого теста Вы можете оценить себя, а также интересующее Вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрываете в конфликте Да Нет
2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет
3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет
4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет
5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают Да Нет
6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет
7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет
8. Считаете, что в конфликте не следует демонстри­ровать свои эмоции Да Нет
9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь раз­решить конфликт Да Нет
10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8—10, означа­ет, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтно­сти, 4—7 средневыраженная тенденция к конфликтному пове­дению; 1—3 — тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1.Часто подтасовываете факты Да Нет
2.Действуете напролом Да Нет
3.Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет
4.Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет
5.Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет
6.Считаете себя знатоком Да Нет
7.Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет
8. Используете тактику маскировки (голосом, манерами и т.п.) Да Нет
9.Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в соответствии с Вашим замыслом Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8— 10, свиде­тельствует о явной тенденции действовать напролом; 4-7 — по­казывает, что имеет место средневыраженная тенденция действо­вать напролом; 1—3 — означает, что тенденция действовать на­пролом не выражена.

Тест 5. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотта. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако мно­гие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятель­ствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем Вы обязательно сможете рас­ширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотта. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.

Степь разрешения конфликта Использую чаше всего Владею лучше всего Приносит наилучшие результаты Чувствую себя при использовании наиболее комфортно
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)        
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)        
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)        
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)        

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).

Например, для категории «Использую чаще всего» Система рангов может иметь следующий вид: компромисс – 2; уход – 3; настойчивость – 4; сотрудничество – 1; приспособление – 5.

Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наи­более комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам ин­формацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое пове­дение в конфликтной ситуации более эффективным, развив спо­собности использовать различные стили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: