Современный уровень подготовки в системе высшего и среднего специального образования немыслим без применения новых технологий обучения. Особенно это актуально для сферы социально-культурного сервиса и туризма. Чем примечательна эта сфера? Существуют следующие основные системы профессионального взаимодействия человека с окружающей действительностью:
1. Человек — природа.
2. Человек — техника.
3. Человек — знак.
4. Человек — художественный образ.
5. Человек — человек.
Последняя система взаимодействия «человек — человек» — социальная по своей сути и для активного и оптимального функционирования в ней необходим достаточно большой жизненный и профессиональный опыт. Подготовка студентов в области социально-культурного сервиса и туризма в рамках учебного заведения, в свою очередь, предполагает быстрое и активное включение в эту сферу молодого человека. Однако неизбежным остается противоречие между полученными у студентов в вузе знаниями и отсутствием устойчивых умений и навыков социального взаимодействия (социального опыта). Это противоречие разрешается выпускниками по мере накопления профессионального и жизненного опыта. Но, во-первых, для этого требуется время, а, во-вторых, и это самое главное, накопление опыта происходит путем проб и ошибок, а иногда и формирования неадекватных образов действия. В результате процесс социально-психологической и профессиональной адаптации выпускника вуза может быть затруднительным.
|
|
Снять вышеназванное противоречие, обеспечить быструю адаптацию выпускника в сфере профессиональной деятельности в определенной степени может одна из перспективно развивающихсяи широко применяемых новых форм обучения — социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг (СПТ) представляет собой форму обучения, где особенным образом организовано взаимодействие членов малой группы (например, студенческой), в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие у личности компетентности в области социального взаимодействия (общения).
Если же СПТ как форма обучения используется для подготовки студентов в области социально-культурного сервиса и туризма, где социальное взаимодействие является сферой профессиональной деятельности, то его с полным основанием можно обозначить и как профессионально-психологический тренинг (ППТ).
В данной главе рассматриваются сущностные, содержательные и организационно-методические основы СПТ, даются методические рекомендации по проведению занятий.