Войны и развитие торгового обмена содействовали распаду родовых отношений. Обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводили к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах, на этой стадии их развития предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства.
Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплуатировать рабов и бедняков.
Ослабление Египта в XI—X вв. до п. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время. Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта, вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.
Караванные торговые пути шли из Палестины на юг, через Петру (современная Иордания) на Синайский полуостров, в Аравию и к побережью Красного моря. На север торговые дороги вели в большие торговые города внутренних районов Сирии, в частности, в Дамаск, где израильтяне имели свои торговые улицы. С другой стороны, финикийские и сирийские купцы селились в городах Палестины, в частности, в Самарии. Из Палестины вывозили продукты сельского хозяйства, зерно, плоды, воск, мёд, лён, кожу, шерсть, ароматические смолы. Из соседних стран, в частности, из филистимских городов, в Палестину привозили металлические изделия и оружие, а также роскошные изделия художественного ремесла, как, например, таблички из слоновой кости, служившие для украшения богатой мебели, найденные в Мегиддо и в Самарии. Эти таблички, сделанные в египетском и кипрском стиле, были привезены в Палестину, очевидно, финикийскими торговцами.
В процессе борьбы между отдельными племенами сперва образуются маленькие племенные союзы. Во главе этих союзов племён становятся наиболее сильные и богатые племенные вожди, как, например, «судья» Самуил, правитель Офры по имени Гидеон (носивший почётное имя Иерубаал), Авимелех, правивший в Сихеме. Эти племенные вожди, сосредоточивая в своих руках функции военачальника, судьи и жреца, объединяют под своей властью отдельные части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются большим авторитетом и властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени манасси (менаше), по имени Гидеон, одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал племенной союз с центром в Офре. Постепенно, очевидно, в среде богатых слоев родовой знати появляется представление о необходимости передачи всей верховной власти одному лицу с целью укрепления классового строя, подавления трудовых масс и защиты страны от нападений соседних племён.
Наиболее крупным и сильным из государств Палестины
в ХI в. до н. э. было Израильское царство, основанное, по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину у себя дома и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.
Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в Южной Палестине, в частности, в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.
Объединительную деятельность Саула, погибшего со своими тремя сыновьями в битве с филистимлянами, продолжал Давид (начало X в. до н. э.), который в исторических преданиях, сохранившихся в библии, подобно Саулу обычно изображается в виде народного героя. Обосновавшись в южной части Палестины, Давид ещё при жизни Саула образовал здесь самостоятельное Иудейское царство с центром в Хеброне. После смерти Саула он в течение
7 лет вёл упорную борьбу с оставшимся в живых преемником и сыном Саула Ишваалом, которая окончилась победой Давида. В результате этой победы Давид объединил под своей властью Израиль и Иудею. Опираясь на довольно значительные военные силы этого объединённого государства, Давид повёл упорную борьбу с филистимлянами. Битва произошла около большого филистимского города Гат. Этот город был завоёван Давидом, и филистимляне были изгнаны из израильских земель.
Другим выдающимся событием царствования Давида было завоевание древнего ханаанского города Иерусалима, который, находясь в центре скрещения торговых путей, мешал укреплению связей между Израилем и Иудеей. Завоевав Иерусалим, Давид сделал его столицей объединённого государства. Иерусалим был одним из древних городов Палестины, в котором находилась сильная крепость Сион. С этого времени укреплённая цитадель Иерусалима стала называться «городом Давида». Иерусалим был объявлен главным религиозным центром страны. Стремясь усилить единый государственный культ и укрепить религиозное единство своего государства, Давид возвратил из филистимской страны захваченный ранее филистимлянами священный символ древнееврейской религии — «Ковчег завета» и присоединил к государственному культу бога Яхве культ древних ханаанских святынь, священных источников и скал.
Легенды, далее, приписывают Давиду ряд мер, направленных к внутреннему усилению объединённого Израильско-Иудейского царства. Так, наряду с древним ополчением, которое собирали при помощи труб и костров, Давид создал постоянное войско, подкреплённое отрядами наёмников, навербованных главным образом из среды филистимлян. При нём формируется аппарат государственной власти, в котором значительную роль играют писцы, судьи, сборщики податей и дани с завоёванных областей. Эти древнейшие податные чиновники находились под властью главного казначея. Одной из крупнейших должностей в государстве была особая должность «докладчика царя».
Эпохой расцвета Израильско-Иудейского царства историческая традиция, сохранившаяся главным образом в библии, обычно считает время царствования Соломона, образ которого окутан туманом многочисленных легенд. К этому времени относится дальнейшее внутреннее укрепление Израильско-Иудейского царства.
С целью развития ремесленного производства в Палестине Соломон привлёк в Палестину финикийских ремесленников — металлургов из Тира и деревообделочников из Библа. Царствование Соломона было временем расцвета торговли, в особенности внешней, и укрепления мирных связей с целым рядом соседних государств. Из финикийского города Тира Соломон доставлял строительные материалы, из Киликии получал лошадей, которые потом перепродавались по всей стране. Организовав торговый путь к Красному морю через город Эзионгебер, расположенный на берегу залива Акаб, Соломон вступил в торговые отношения со страной Офир, находившейся, возможно, в Аравии. Отсюда доставлялись в Палестину ценные породы дерева, драгоценные камни, золото, серебро, слоновая кость, обезьяны и павлины. Из Палестины торговые караваны вывозили в Финикию зерно и масло. Экономический расцвет Израильско-Иудейского царства нашёл своё внешнее выражение в широкой строительной деятельности Соломона. В Иерусалиме были построены роскошные дворцы, знаменитый храм в честь бога Яхве и крепость. Иерусалим и целый ряд городов, имевших стратегическое и экономическое значение, были превращены в сильные крепости (в частности, Мегиддо и Гезер).
Развитие хозяйственной жизни и внешнеполитических отношений потребовало значительной реорганизации внутреннего управления и государственного аппарата. Всё государство делится на 12 территориальных округов, уже не соответствующих древнему племенному делению. Эти округа включают не только территории собственно Израиля и Иудеи, но и области покорённых ханаанских племён с их городами и поселениями. Во главе каждого округа стоял особый чиновник, ведавший сбором натуральных повинностей. Одновременно с этим была реорганизована и усилена армия, в которую были включены отряды конницы и колесниц. Однако не следует преувеличивать экономический и политический расцвет Израильско-Иудейского царства при Соломоне. В библии рассказывается о том, что, для того чтобы получить 120 талантов из Тира, Соломон был принуждён уступить царю Хираму 20 городов и поселений в Галилее. Весь показной блеск и вся роскошь аристократического быта и придворной жизни в Иерусалиме основывались на тех крупных средствах, которые рабовладельцы во главе с царём выкачивали из народных масс, живших в условиях тяжёлой нищеты.
Позднейшая историческая традиция старалась особенно возвеличить образ Соломона. Время царствования Соломона в исторических преданиях изображалось как «золотой век» Израильско-Иудейского царства. Царь Соломон в исторических и поэтических сказаниях превратился в легендарный образ идеального царя, мудрого правителя и судьи.