После определения цели и задач исследования конструируется начальный вариант его гипотезы в ее самом общем виде, который будет конкретизирован на последующих этапах научной работы.
Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Возможны два типа гипотез. Первый тип – описательные, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип – объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют. Гипотезы в педагогических, психологических исследованиях могут предполагать, что одно из средств (или групп) будет более эффективным, чем другие средства. Однако, при этом часто не дается объяснение такого явления, а просто предполагается, что эксперимент докажет эту большую эффективность. Проверка гипотезы может осуществляться следующими путями: с помощью теоретического обоснования; на основе передового психолого-педагогического опыта; экспериментально.
ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ УДАЧНО ВЫСТРОЕННЫХ ГИПОТЕЗ:
Гипотеза исследования. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:
1) организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации;
2) включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сфер производства и обслуживания.
Гипотеза исследования. Развитие самооценки младших школьников будет продуктивным, если:
1) осуществлять психолого-педагогическую работу по развитию у младшего школьника мотивации достижения успеха;
2) формировать у младшего школьника адекватный уровень притязаний;
3) развивать навыки социального взаимодействия младшего школьника.
Гипотеза исследования. Работа педагогов-психологов по психолого-педагогической подготовке студентов к профессиональной деятельности будет результативной, если:
1) учитывать возрастные новообразования студенческого возраста: высокий познавательный уровень, высокую познавательную мотивацию, наивысшую социальную активность и становление всей интеллектуальной системы и личности в целом, а так же развитие самопознания и самообразования;
2) если рассматривать психологическую готовность как психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности и развивать ее следующие компоненты: мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые;
3) в психолого-педагогической подготовке студентов к профессиональной деятельности использовать следующие формы (групповая, коллективная), методы (активное обучение, мозговой штурм, беседа, деловые игры, формирование эмпатии и т.д.).
Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.
ПРИМЕР НЕУДАЧНО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ГИПОТЕЗЫ:
Развитие познавательного интереса младших школьников будет успешным, если:
1) учебный предмет будет ему интересным;
2) учитель будет с уважением относиться к личности учащегося;
3) учитель будет стремиться к созданию благоприятной психологической атмосферы в ученическом коллективе.