double arrow

Постановка цели, задач и содержательный аспект научного исследования в педагогике, психологии

Проблема исследования практически перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой исследователь в процессе разрешения возникшей проблемы. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-либо проблему. С учетом предмета исследования можно поставить, например, следующую цель: выявить условия рационального сочетания репродуктивных и поисковых методов обучения, определить эффективную систему мер, направленных на обеспечение индивидуального подхода к учащимся в учебном процессе, исследовать методику прогнозирования результатов обучения и т.д.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой. Наиболее употребимы следующие формулировки цели: исследование психологических, педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования/развития у кого-либо чего-либо; выявление, обоснование и экспериментальная проверка психологических, педагогических условий формирования/развития; обоснование содержания, форм, методов и средств...; составление программы, методики (методической системы) формирования/развития/профилактики чего-либо...; определение и систематизация психолого-педагогических средств, методов, приемов...; составление теоретической модели...; психолого-педагогическое обоснование чего-либо...

НАПРИМЕР:

Тема: «Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством факультативного курса «Шаг к успеху»».

Цель работы – исследовать возможности факультативного курса «Шаг к успеху» как средства психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Тема: «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Цель работы – исследовать возможности формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством психологических занятий по программе «Мой добрый мир».

Тема: «Развитие творческих способностей детей с дцп 5-7 лет средствами арт-терапии».

Цель работы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с гемипаретической формой ДЦП средствами музыки.

Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, не конкретной. Также некорректность формулировки цели исследования отмечается в случае подмены цели научного исследования целями практическими (например, «совершенствование процесса обучения...», «сформировать у детей представления о...» и т.д.). Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи. Под задачей понимается данные в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру.

В научных работах задачи ставятся как перед теоретической частью, так и перед эмпирической. Для теоретического анализа ставятся задачи типа «Раскрыть психологическое содержание понятия...», «Определить психологическую структуру феномена...» и т.п. Задачи эмпирического исследования формулируются примерно так: «Установить зависимость...», «Разработать/составить и апробировать методику, программу...», «Изучить влияние... на развитие...» и т.п.

Задачи в курсовой и дипломной/бакалаврской работе обычно формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования, в которых четко прослеживается этапная, временная структура.

НАПРИМЕР:

Тема: «Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством факультативного курса «Шаг к успеху»».

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогический аспект психологической готовности студентов к профессиональной деятельности;

2) провести исследование исходного уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности;

3) составить и апробировать программу факультативного курса «Шаг к успеху», направленную на подготовку студентов к профессиональной деятельности;

4) проанализировать динамику развития психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Тема: «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогический аспект формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

2) провести исследование особенностей психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

3) составить и апробировать программу «Мой добрый мир», направленную на формирование психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

4) провести анализ опытно экспериментальной работы по программе исследования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Существует и другой, более строгий и сложный в научном плане, вариант формулирования задач. Задачи формулируются тоже как относительно самостоятельные части исследования, но в отличие от предыдущего варианта, задачи не имеют временной последовательности. Здесь задачи выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме к проблеме исследования и как подцели по отношению к общей цели исследования.

НАПРИМЕР:

Тема: «Психолого-педагогический аспект работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста».

Задачи исследования:

1) изучить феномен гиперактивности младшего школьного возраста;

2) составить программу психологической диагностики гиперактивного поведения младшего школьника и обосновать направления психолого-педагогической работы по снижению гиперактивности;

3) провести анализ опытно-экспериментальной работы по снижению гиперактивности младшего школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: