1. Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.
2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах («после» - «до»). Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.
3. Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).
4. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.
5. Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении.
6. Подсчитать сумму этих рангов по формуле:
где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
7. Определить критические значения Т для данного п по таблице. Если Тэмп меньше или равен Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.
2.2. Критерий χ2 r Фридмана
Назначение критерия. Критерий χ2 r применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет установить, что величины показателей от условия кусловию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений.
|
|
Описание критерия. Данный критерий является распространением критерия Т Вилкоксона на большее, чем 2, количество условий измерения. Однако здесь мы ранжируем не абсолютные величины сдвигов, а сами индивидуальные значения, полученные данным испытуемым в 1, 2, 3 и т. д. замерах.
Гипотезы. Н0: Между показателями, полученными (измеренными) в разных условиях, существуют лишь случайные различия. H1: Между показателями, полученными в разных условиях, существуют неслучайные различия.
Ограничения критерия.
1. Нижний порог: не менее 2-х испытуемых (n ≥2), каждый из которых прошел не менее 3-х замеров (с≥3).
2. При с=3, n ≤ 9, уровень значимости полученного эмпирического значения χ2 rопределяется по таблице А критического значения; при с=4, n ≤4, уровень значимости полученного эмпирического значения χ2 r определяется по таблице Б; при больших количествах испытуемых или условий полученные эмпирические значения χ2 rсопоставляются с критическими значениями χ2 r, определяемыми по таблице В. Это объясняется тем, что χ2 rимеет распределение, сходное с распределением χ2 r. Число степеней свободы v определяется по формуле: v =c-1, где с - количество условий измерения (замеров).
Алгоритм подсчета критерия χ2 rФридмана
1.Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах.
2.Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым.
|
|
3.Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой.
4.Определить эмпирическое значение χ2 rпо формуле:
где с - количество условии;
п - количество испытуемых;
Ti - суммы рангов по каждому из условий.
5.Определить уровни статистической значимости для χ2 r
а)при с=3, n< 9 - по Таблице А;
б)при с=4, n<4 - по ТаблицеБ.
6.При большем количестве условий и/или испытуемых - определить количество степеней свободы v по формуле: v =c-1, где с - количество условий (замеров). Определить критические значения критерия χ2 при данном числе степеней свободы.
Если χ2 r эмп равен критическому значению χ2 или превышает его, различия достоверны.
Образец оформления эмпирических данных (таблица 3,4).
Таблица 3
Показатели «измеряемого качества» по методике «наименование методики» детей экспериментальной и контрольной группы до эксперимента (после эксперимента), (n=10)
№ п/п | Измеряемое качество (уровень) | ЭГ, чел (%) | КГ, чел (%) | Уровень статистической значимости |
U=2,45; р≤ 0,01 |
Таблица 4
Динамика «измеряемого качества» детей экспериментальной (контрольной) группы (n=10)
№ п/п | Измеряемое качество (уровень) | Кол-во детей до эксперимента, % | Кол-во детей после эксперимента, % | Уровень статистической значимости |
Q=2,45; р≤ 0,01 |