Руководство по качеству

Руководство по качеству как документ определяет и характери­зует СМК в целом в соответствии с установленными в нем целями, политикой и применяемыми в системе взаимосвязанными и взаи­модействующими нормативными, техническими и другими доку­ментами (документированными процедурами, стандартами, мето­диками и т.п.) в области качества. По своей структуре, форме и глу­бине изложения вопросов данный документ может быть различным. Это во многом зависит от масштаба, сложности и других парамет­ров предприятия.

В общем случае Руководство по качеству должно определять область применения, документированные процедуры или ссылки на них и опи­сания взаимодействия процессов в системе управления качеством.

Руководство по качеству, как правило, создается для всего пред­приятия в целом. Однако отдельные структурные подразделения крупных предприятий (например, в отдельных производствах) мо­гут иметь свои руководства по качеству. В обоснованных случаях такие же документы могут разрабатываться в рамках системы обще­го управления качеством для каждой стадии жизненного цикла продукции. Строгой регламентации состава информации, отражае­мой в руководстве по качеству, практически не должно быть. Все целесообразно решать в интересах дела применительно к сложив­шимся обстоятельствам, традициям непосредственно на конкрет­ном предприятии.

Типовым по структуре представляется Руководство по качеству, содержащее следующий состав разделов (пример более развернутой структуры Руководства по качеству одного из промышленных пред­приятий приведен в Приложении 5):

Титульный лист. Предисловие. Содержание (оглавление).

1. Общие сведения о предприятии.

2. Указания пользователю.

3. Область распространения и сфера применения.

4. Система менеджмента качества.

5. Ответственность руководства.

6. Менеджмент ресурсов.

7. Процессы жизненного цикла продукции.

8. Измерение, анализ и улучшение.

9. Конфиденциальность.


Приложение А (обязательное). Организационная структура управления предприятием.

Приложение Б (обязательное). Организационная структура управления службы качества.

Приложение В (обязательное). Функциональная схема управления систе­мой менеджмента качества.

Приложение /(обязательное). Перечень процессов и подпроцессов СМ К.

Приложение Д (обязательное). Альбом карт процессов и алгоритмов про­цессов и/или подпроцессов.

Приложение Е (обязательное). Перечень документированных процедур, СТП и других документов СМК.

Приложение Ж (обязательное). Перечень специальных процессов.

Лист учета периодических проверок документа.

Лист учета изменений документа.

Лист ознакомления персонала подразделения с документом.

Лист согласования.

Список рассылки.

Данный состав разделов этого документа приближен к типово­му, так как он в основе своей содержит структурные части, соответ­ствующие важнейшим компонентам наиболее востребованной в настоящее время модели создания СМК (по ныне действующим ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001). К таким компонентам модели, как известно, отнесены: ответственность руководства; менеджмент ре­сурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение.

На ряде предприятий Руководство по качеству включает во мно­гом общий с предыдущей структурой, но все-таки несколько отлич­ный от предыдущего варианта состав разделов, в частности: область распространения и сферу действия; оглавление; вводную часть (со­держащую общую информацию о предприятии и руководстве по ка­честву); термины и определения; политику в области качества (может оформляться отдельным документом); описание предприятия, ответ­ственности и полномочий; элементов СМК, включая ссылки на до­кументированные процедуры, инструкции и т.п.; путеводитель по руководству, содержащий перекрестные ссылки между содержанием и ключевыми словами, описание структуры руководства и краткое изложение каждого его раздела; приложения.

В практике работы зарубежных организаций Руководство по качест­ву часто содержит три основных раздела: 1) заявление о политике каче­ства; 2) описание СМК (модель, схема обеспечения и организации каче­ства в системе, основные функции и ответственность за их выполне­ние); 3) перечень процедур по обеспечению качества При необходимо­сти в дополнение к ним могут разрабатываться планы по качеству, кото­рые включают те требуемые для реализации проекта или контракта эле­менты СМК и процедуры, без которых невозможно обойтись.

Вместо Руководства по качеству, как это отмечалось ранее, мо­жет быть использован основополагающий для СМК стандарт пред-


приятия (СТП). Для выполнения своего предназначения такой до­кумент должен иметь примерно то же содержание, что и Руково­дство по качеству.

В общем случае стандарты данного вида обязательны только для ограниченного срока действия или без ограничения для предпри­ятия, утвердившего его. Стандарт предприятия включает в себя:

утверждающую часть (грифы у т в е р ж д е н и я) и наименование, со­
стоящее, как правило: 1) при необходимости из группового заго­
ловка; 2) заголовка (на первом месте объект стандартизации —
имя существительное в именительном падеже, а затем приводят­
ся определения — имена прилагательные — в порядке их значи­
мости); 3) подзаголовка (вида стандарта);

вводную часть, где в дополнение к его наименованию указывают предназначение, область распространения документа, а при не­обходимости уточняют объект стандартизации, ограничивают сферу и сроки действия, другую более полно раскрывающую объект стандартизации информацию;

основную часть, состав и объем информации в которой должен быть необходимым и достаточным для применения в соответст­вии с назначением документа и стандартизуемого объекта. При изложении обязательных требований в тексте должны приме­няться слова «должен», «необходимо», «следует». Не следует ис­пользовать в тексте обороты разговорной речи, профессиона­лизмы и техницизмы, слова иностранного происхождения при наличии синонимов в русском языке;

оформляющую часть (подписи, грифы согласования, состав ис­полнителей стандарта, резолюции, отметки об исполнении);

приложения (обязательные, рекомендуемые, справочные), со­держащие иллюстративный материал, таблицы или текст вспо­могательного характера (для удобства пользования документом).

В России выработались давние оправдавшие себя традиции раз­работки, согласования и утверждения СТП в практике управления качеством. Порядок их создания включает следующие стадии:

1) организация, составление, обсуждение и утверждение техниче­ского задания на разработку;

2) разработка и рассылка на отзыв проекта (первой редакции) стандарта с пояснительной запиской;

3) обработка отзывов, разработка, рассмотрение и представление на утверждение проекта (окончательной редакции);

4) утверждение стандарта, его регистрация в соответствующих ор­ганах предприятия и распространение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: