Руководство по качеству как документ определяет и характеризует СМК в целом в соответствии с установленными в нем целями, политикой и применяемыми в системе взаимосвязанными и взаимодействующими нормативными, техническими и другими документами (документированными процедурами, стандартами, методиками и т.п.) в области качества. По своей структуре, форме и глубине изложения вопросов данный документ может быть различным. Это во многом зависит от масштаба, сложности и других параметров предприятия.
В общем случае Руководство по качеству должно определять область применения, документированные процедуры или ссылки на них и описания взаимодействия процессов в системе управления качеством.
Руководство по качеству, как правило, создается для всего предприятия в целом. Однако отдельные структурные подразделения крупных предприятий (например, в отдельных производствах) могут иметь свои руководства по качеству. В обоснованных случаях такие же документы могут разрабатываться в рамках системы общего управления качеством для каждой стадии жизненного цикла продукции. Строгой регламентации состава информации, отражаемой в руководстве по качеству, практически не должно быть. Все целесообразно решать в интересах дела применительно к сложившимся обстоятельствам, традициям непосредственно на конкретном предприятии.
|
|
Типовым по структуре представляется Руководство по качеству, содержащее следующий состав разделов (пример более развернутой структуры Руководства по качеству одного из промышленных предприятий приведен в Приложении 5):
Титульный лист. Предисловие. Содержание (оглавление).
1. Общие сведения о предприятии.
2. Указания пользователю.
3. Область распространения и сфера применения.
4. Система менеджмента качества.
5. Ответственность руководства.
6. Менеджмент ресурсов.
7. Процессы жизненного цикла продукции.
8. Измерение, анализ и улучшение.
9. Конфиденциальность.
Приложение А (обязательное). Организационная структура управления предприятием.
Приложение Б (обязательное). Организационная структура управления службы качества.
Приложение В (обязательное). Функциональная схема управления системой менеджмента качества.
Приложение /(обязательное). Перечень процессов и подпроцессов СМ К.
Приложение Д (обязательное). Альбом карт процессов и алгоритмов процессов и/или подпроцессов.
Приложение Е (обязательное). Перечень документированных процедур, СТП и других документов СМК.
Приложение Ж (обязательное). Перечень специальных процессов.
Лист учета периодических проверок документа.
|
|
Лист учета изменений документа.
Лист ознакомления персонала подразделения с документом.
Лист согласования.
Список рассылки.
Данный состав разделов этого документа приближен к типовому, так как он в основе своей содержит структурные части, соответствующие важнейшим компонентам наиболее востребованной в настоящее время модели создания СМК (по ныне действующим ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001). К таким компонентам модели, как известно, отнесены: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение.
На ряде предприятий Руководство по качеству включает во многом общий с предыдущей структурой, но все-таки несколько отличный от предыдущего варианта состав разделов, в частности: область распространения и сферу действия; оглавление; вводную часть (содержащую общую информацию о предприятии и руководстве по качеству); термины и определения; политику в области качества (может оформляться отдельным документом); описание предприятия, ответственности и полномочий; элементов СМК, включая ссылки на документированные процедуры, инструкции и т.п.; путеводитель по руководству, содержащий перекрестные ссылки между содержанием и ключевыми словами, описание структуры руководства и краткое изложение каждого его раздела; приложения.
В практике работы зарубежных организаций Руководство по качеству часто содержит три основных раздела: 1) заявление о политике качества; 2) описание СМК (модель, схема обеспечения и организации качества в системе, основные функции и ответственность за их выполнение); 3) перечень процедур по обеспечению качества При необходимости в дополнение к ним могут разрабатываться планы по качеству, которые включают те требуемые для реализации проекта или контракта элементы СМК и процедуры, без которых невозможно обойтись.
Вместо Руководства по качеству, как это отмечалось ранее, может быть использован основополагающий для СМК стандарт пред-
приятия (СТП). Для выполнения своего предназначения такой документ должен иметь примерно то же содержание, что и Руководство по качеству.
В общем случае стандарты данного вида обязательны только для ограниченного срока действия или без ограничения для предприятия, утвердившего его. Стандарт предприятия включает в себя:
• утверждающую часть (грифы у т в е р ж д е н и я) и наименование, со
стоящее, как правило: 1) при необходимости из группового заго
ловка; 2) заголовка (на первом месте объект стандартизации —
имя существительное в именительном падеже, а затем приводят
ся определения — имена прилагательные — в порядке их значи
мости); 3) подзаголовка (вида стандарта);
• вводную часть, где в дополнение к его наименованию указывают предназначение, область распространения документа, а при необходимости уточняют объект стандартизации, ограничивают сферу и сроки действия, другую более полно раскрывающую объект стандартизации информацию;
• основную часть, состав и объем информации в которой должен быть необходимым и достаточным для применения в соответствии с назначением документа и стандартизуемого объекта. При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «необходимо», «следует». Не следует использовать в тексте обороты разговорной речи, профессионализмы и техницизмы, слова иностранного происхождения при наличии синонимов в русском языке;
• оформляющую часть (подписи, грифы согласования, состав исполнителей стандарта, резолюции, отметки об исполнении);
• приложения (обязательные, рекомендуемые, справочные), содержащие иллюстративный материал, таблицы или текст вспомогательного характера (для удобства пользования документом).
|
|
В России выработались давние оправдавшие себя традиции разработки, согласования и утверждения СТП в практике управления качеством. Порядок их создания включает следующие стадии:
1) организация, составление, обсуждение и утверждение технического задания на разработку;
2) разработка и рассылка на отзыв проекта (первой редакции) стандарта с пояснительной запиской;
3) обработка отзывов, разработка, рассмотрение и представление на утверждение проекта (окончательной редакции);
4) утверждение стандарта, его регистрация в соответствующих органах предприятия и распространение.