Соотношение МП и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия

Направления в науке МП в вопросе соотношения МП и внутригосударственного права:

1) Монистическое (две теории – первичности МП и первичности внутригосударственного права, основываясь на идее соединения МП и национального права в одну правовую систему).

2) Дуалистическое (теория о разграничении МП и национального права и их неподчиненности друг другу, основываясь на констатации различий в объектах регулирования, субъектах права, источниках права0,

Дуалистическая теория является основой для современной доктрины соотношения МП и внутригосударственного права.

Современная дуализм (существование равнозначных и самостоятельных систем права – международного и национального, при этом характеризуется состоянием диалектического взаимодействия между ними).

Умеренный дуализм (середина XX в.) (дуализм права и приоритет МП).

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм МП.

Взаимодействие систем МП и внутригосударственного права (исторически первично влияние внутригосударственного права на МП в процессе формирования его норм и последующее влияние существующих норм МП на дальнейшее развитие национального права в конкретной стране).

Взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного влияния источников права каждой из систем.

Другое направление влияния – изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности МПН под воздействием национального права.

Один из результатов влияния внутригосударственного права на прогрессивное развитие МП – устранение из МП старых норм, институтов, принципов не соответствующих современному назначению МП (пример: ст.35 МОТ, содержавшая колониальную оговорку, дававшую возможность не применять конвенции МОТ).

Использование МП основных правовых формул, пришедших из национального права (первоначально – из римского права, а затем из последующих национальных правовых систем) (примеры: последующий закон отменяет предыдущий; общий закон отменяется специальным; равный над равным власти не имеет; никто не может быть судьей в собственном деле и т.д.).

Влияние МП на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права.

Влияние наиболее заметно в сфере фундаментальных основ, ведущих принципов внешней политики, закрепляемых в конституциях (общепризнанные принципы и нормы МП являются составной частью системы РФ (ч.4 ст.15 КРФ)).

Области, более других подверженные воздействию МП (внутригосударственное регулирование организации и обеспечения внешних сношений; дипломатическое представительство; представительство в международных организациях; заключение, исполнение и денонсация международных договоров; защиты и осуществления прав и свобод человека).

Обязанность по приведению внутреннего права в соответствие с обязательствами по МП возникает из природы договорных обязательств и обычного права (необеспечение такого соответствия само по себе не является прямым нарушением МП; нарушение возникает только когда государство в конкретном случае не выполняет своих обязательств).

Другое направление влияния – решения международных органов, включая судебные (предписанные СБ ООН санкции; судебная практика МС ООН, Европейского суда по правам человека).

Юридические формы согласования систем МП и национального права.

МП не предписывает, каким образом государство осуществляет реализацию взятого на себя международного обязательства (механизм согласования основан на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями).

Способы согласования МП и внутригосударственного права:

1) Траснформация (обеспечение государством выполнения своих международных обязательств посредством своих властных полномочий):

а) прямая (международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона);

б) опосредованная (конституции или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств).

2) Инкорпорация (формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора).

3) Рецепция (внутригосударственный акт отражает содержание и формулировки международно-правовых документов (иногда с незначительными расхождениями))

4) Отсылка к международному договору (могут содержаться в отраслевых актах и в основных законах страны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: