double arrow

Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток

Пытка – любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы:

– получить от него или от третьего лица сведения или признания,

– наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается,

– а также запугать или принудить его или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера,

когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, иди с их ведома или молчаливого согласия.

Государство – участник предпринимает эффективные меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией (не могут служить оправданием пыток никакие исключительные обстоятельства и приказы вышестоящего начальника и ли государственной власти).

Лица, виновные в совершении актов пыток, подвергаются уголовному преследованию (все акты пыток должны рассматриваться в соответствии с уголовным законодательством государства – участника).

Жертвы пыток должны получать возмещение и иметь право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации.

Заявления, сделанные под пыткой, не должны использоваться в качестве доказательств в судебном разбирательстве (исключение – случаи, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что оно было сделано).

Комитет против пыток создан в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 (10 экспертов, избираемых государствами – участниками Конвенции на 2 года с правом переизбрания, с учетом справедливого географического распределения из числа лиц, имеющих юридический опыт).

Государства – участники Конвенции представляют Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств согласно Конвенции (1 раз в 4 года) (эти доклады направляются Генеральным секретарем всем государствам – участникам; каждый доклад рассматривается Комитетом, который может сделать замечания общего порядка по докладу, которые сочтет целесообразными).

Получив достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории государства – участника Конвенции, Комитет вправе:

1) предложить указанному государству – участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;

2) назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования (включая посещение территории государства с его согласия) и представления по завершении расследования доклада Комитету против пыток и государству – участнику с результатами расследования (отчет о проведении расследования Комитет включает в ежегодный доклад, представляемый государствам – участникам и ГА ООН).

Если государство – участник считает, что другое государство – участник не выполняет положений Конвенции, может письменно довести этот вопрос до сведения указанного государства (в течение 3 месяцев государство, получившее запрос, представляет пославшему сообщение государству объяснение или заявление с разъяснением по этому вопросу, где должны содержаться указания на процедуры и меры, которые будут приняты).

Если в течение 6 месяцев вопрос не решен удовлетворительно для обоих государств, любое из них имеет право передать его в Комитет против пыток (рассматривает вопрос только после того, как удостоверится, что все доступные внутренние меры были применены и исчерпаны; в течение 12 месяцев представляет сообщение с достигнутым решением или изложением фактов, если решение не было достигнуто).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: