double arrow

Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их задачи и функции

Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием. Федеральное Собрание РФ - состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.). Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является. Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. На МФ возложены следующие функции: - участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы; - подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений; - участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики; - проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета. Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей; МНС РФ также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Счетная палата Российской Федерации – это специальный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию. Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации.

10. Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, методы, виды

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования. Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. По длительности действия различают: • перспективные финансовые планы (на период больше 1 года); • текущие (на 1 год); • оперативные (на квартал, месяц). Цель прогноза - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде. Методы финансового планирования: - автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции); - статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет); - метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Разработка прогноза и формирование плана – взаимосвязанные стадии плановой работы. Различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. Методы финансового планирования и прогнозирования: Расчетно-аналитический метод — Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Используется при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия. Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды. Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них.

Классификация видов финансового планирования

Классификационный признак Виды финансового планирования
По уровню планирования стратегическое, тактическое, оперативное
По уровню структурной иерархии объекта планирования общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений,
По особенностям разработки финансовых планов Скользящее планирование Периодическое планирование
Предмет планирования Целевое планирование Планирование действий Планирование ресурсов
По горизонту планирования долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное
По степени детализации плановых решений агрегированное и детализированное
По степени централизации плановых функций централизованное, децентрализованное и круговое планирование
По обязательности выполнения плановых заданий директивное, индикативное планирование и смешанное планирование
По особенностям постановки целей реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: