double arrow

Общение по поводу произведения искусства и рефлексия

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью:

Рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика – рефлексия разума.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций.


10. Виды художественной деятельности учащихся.

Исполнение и восприятие музыки как основные виды музыкальной деятельности. Содержание и характеристика собственно музыкальной деятельности учащихся: слушание музыки, вокально-хоровая деятельность, инструментальная деятельность, импровизация и сочинение музыки, движение под музыку. Музыкально-теоретическая деятельность. Музыкально-историческая деятельность. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность. Основные виды художественной деятельности школьников на занятиях по изобразительному искусству: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению): декоративная и конструктивная работа; Восприятие явлений действительности и произведений искусства; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; обсуждение результатов коллективного и индивидуального творчества.

Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту.

Основными видами художественной деятельности являются:

Восприятие произведений искусства – особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж – и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека.

Изобразительное искусство – это форма отражения сознания, представленная в зримых художественных образах.

Изобразительное искусство состоит из отдельных видов. Каждый вид изобразительного искусства имеет свой «язык», т.е. характерные изобразительные и выразительные средства.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей благодаря главному изобразительному и выразительному средству – цвету; выполнены красками, нанесёнными на различные поверхности.

Живопись может быть разделена на виды: станковая (картины), монументальная (фрески, росписи), декоративная (наличие стилизации – панно, мозаика, витраж, театральная декорация, иконопись). Жанрами станковой живописи, отражающими настроение людей, содержание различных событий и явлений, являются следующие: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, мифологический, исторический, батальный (посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни), бытовой.

Графика – вид изобразительного искусства, произведения которого передают мысли и отношение художника к изображаемому в форме художественного образа благодаря главным средствам: линии, штриховке, контуру, пятну, тону, в основном с использованием контраста по светлоте; выполнены графическими материалами.

Рисунок как разновидность графики является основой любого изображения, средством познания и изучения действительности. Рисунок ставит задачи на передачу следующих особенностей видимого мира: объёмности – за счёт использования светотени; сложной формы предмета – за счёт строения конструкции, измерения пропорциональных отношений; зрительной иллюзии пространства – за счёт перспективы.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого передают мысли и отношение художника к изображаемому в форме художественного образа благодаря главным средствам: объёмной массе, форме, соотношению пространства и объема в композициях, выраженному в ритме, контрасте, пропорциях, статике и движении, симметрии, масштабе; выполнены из пластичных или твёрдых материалов методами лепки, высекания, вырубания или др.

Художественное конструирование и дизайн – разнообразие материалов для художественного моделирования и конструирования (пластилин, бумага, картон и т.д.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – часть художественной культуры, отражающая традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт и традиции народа, сохраняющая историческую память. Изделие ДПИ демонстрирует не только эстетический вкус и фантазию одного художника, но и сохраняет особенности национальной культуры. Художественные изделия ДПИ имеют практическое назначение в быту, отличаются декоративной образностью и праздничностью. Истоки ДПИ и его роль в жизни человека, образ человека в традиционной культуре, ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Художественное восприятие – это взаимоотношение произведения искусства и реципиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста, от художественной традиции, а также от общественного мнения и языково-семиотической условности, равно исповедуемой автором и воспринимающим его творчество.

Специфическая функция эстетического восприятия состоит в том, чтобы в произведении искусства открыть то, что волнует нас, что имеет отношение к нашим личным ценностям. На занятиях по истории искусств изучается произведения всех времен существования человечества. Для лучшего восприятия к изучаемым темам необходимо подбирать иллюстрированный и наглядный материал.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.


11. Художественное восприятие, его структура, свойства, уровни.

Восприятие произведений искусства как художественно-перцептивная деятельность. Восприятие произведений искусства или художественное восприятие. Специфика художественного восприятия. Слушание и слышание. Созерцание и видение. Стадии художественного восприятия. Уровни художественного восприятия. Структурные элементы художественного восприятия. Основные свойства художественного восприятия. Роль художественного восприятия в процессе познания произведений искусства. Особенности художественного восприятия учащимися разных возрастных групп. Психофизиологические закономерности восприятия искусства человеком. Историко-художественный подход в организации содержания учебного материала и опережающее моделирование как условия эмоционального восприятия произведений искусства. Значение исполнительской и словесной интерпретации музыкальных и художественных произведений для их адекватного восприятия. Эмоционально-смысловой (интонационно-слуховой) анализ музыкального произведения.

Художественное восприятие предметного мира у детей происходит на персептивном уровне, оно всегда выборочно и эмоционально. При этом ребенка важно научить обращать внимание на то, какие чувства у него вызывают те или иные предметы, обращая его эмоции к внутреннему содержанию постановки, так как чувства способствуют пониманию окружающей среды, которая несет в себе информацию, нужную для принятия решения.

Художественное восприятие – способность, лежащая в основе любого художественного творчества. Это способность, дающая возможность входить в мир художественной культуры, способность, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Максимального развития художественное восприятие достигает в период профессиональной творческой деятельности человека.

Специфическая функция эстетического восприятия состоит в том, чтобы в произведении искусства открыть то, что волнует нас, что имеет отношение к нашим личным ценностям. Художественное восприятие имеет два этапа своего воздействия на зрителя – первичный и вторичный (многократным). Как показывает практика, наиболее значимым является повторное или вторичное восприятие, т.к. в ходе его человек (зритель, слушатель, читатель) может по-новому переосмыслить данное произведение, увидеть в нем то, чего не увидел вначале своего «знакомства» с ним. Первичное восприятие бывает подготовленным (знакомство с критикой, с отзывами лиц) или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства. Оно имеет в подавляющем большинстве случаев преднамеренный характер (идем в концерт, в театр, на выставку, в кино), но может быть и непреднамеренным (случайно взятая в руки книга, увиденная по телевидению передача). Многократное восприятие может опираться на такое адекватное знание произведения, которое связанно с запоминанием его наизусть.

Слушать музыку – это, во-первых, воспринимать звуковой объект, как специальный вид культурной деятельности... Слышание музыки означает понимание ее смысла. Созерцание – чувственная ступень познания, это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Художественное видение – умение дать необходимую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит ее образное живописное решение с учетом определенного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: