Рис. 2. Структуризация проблемы повышения
производительности труда
3.Для прогнозирования были использованы следующие модели: тренды, регрессионные функции, многофакторные производственные функции, экспертные оценки. Информационная база включала статистические данные о работе предприятия, результаты социологических опросов, показатели работы родственных предприятий.
4.Все перечисленные модели использовались при оценке возможного изменения экономики предприятия. Первые две модели позволили выявить ожидаемую эволюцию состояния экономики. Производственная функция и экспертные оценки помогли исследовать будущую экономику по различным сценариям возможного или желательного развития. Социологические опросы выявили наиболее масштабные помехи в деятельности завода. Информация о деятельности родственных предприятий давала представление о прогрессивном уровне в технологии и организации производства.
5.Диагноз позволил выявить характер зависимостей между параметрами системы и уточнить факторы достижения целей, оценить общую величину резервов в разных сферах деятельности предприятий.
6.С помощью предварительно разработанных критериев из множества возможных альтернатив решения сформулированной проблемы выбрана одна (максимум - 3) и рекомендована дирекцией предприятия.
7.Процесс реализации программы включал в себя несколько подготовительных операций (работ): подготовка приказа дирекции о начале внедрения программы мероприятий; формирование комплексных бригад из работников предприятия и аналитической фирмы; составление сетевого графика работ; организация координационной группы (в ее составе обязательно должен быть функционер с большим объемом прав: главный инженер или заместитель директора).
Все этапы системного анализа проблемы повышения производительности труда на предприятии логически и информационно взаимосвязаны. Сведения, получаемые на выходе из какого-либо этапа, стали своеобразным входом на следующем этапе. Логика взаимосвязей представлена в виде табл.1.
Таблица 1
Структурная схема системного анализа проблемы
повышения производительности труда
Параметры системы | |||
Этапы системного анализа | вход | процесс | выход |
1.Формулировка проблемы | Программы развития системы вышестоящего уровня. Стратегические программы развития изучаемого предприятия. Нормы и нормативы | Процесс формулировки целевой задачи, сравнения с ранее разработанной программой деятельности данного предприятия. Формулирование проблемы | Целевая задача деятельности данного предприятия. Сформулированная проблема (определить пути повышения производительности труда на необходимую величину в заданный временной интервал) |
2.Структуризация исследования | Сформулированная проблема | Процесс определения взаимосвязанной совокупности вопросов, подлежащих по- следующему исследованию (разработка уточненного дерева целей на основе типового) | Уточненное дерево (или граф) целей |
Продолжение табл. 1
3.Составление модели объекта управления | Отчетные данные о деятельности предприятия. Результаты опросов и анкетирования | Процесс определения связей между объектами системы. Разработка статистических или функциональных моделей объекта. | Модель изучаемого объекта |
4.Прогнозирование состояния объекта управления. Оценка риска | Модели состояния управляемых объектов. Стратегические программы | Процесс прогнозирования состояния управляемых объектов | Прогнозные оценки развития объектов. Результаты сравнения прогнозных оценок с целевыми показателями |
5.Диагностирование системы и формирование альтернатив развития предприятия | Учетные и анкетные данные о состоянии объектов управления | Процесс диагностического анализа функционирующей системы. Выявление направлений повышения производительности труда. Оценка резервов производства и управления по направлениям | Направления повышения эффективности производства. Оценка резервов. Разработка мероприятий. Перечень альтернативных вариантов развития |
6.Отбор альтернатив | Альтернативы: оценки экономии и затрат по каждой альтернативе. Ограничения на ресурсы | Процесс отбора альтернатив. Согласование альтернативных вариантов повышения производительности труда. Утверждение программы техническим советом предприятия | Утвержденная скорректирован- ная стратегическая программа. Ожидаемый рост производительности труда |
7.Реализация программы мероприятий | Скорректированная стратегическая программа | Процесс совершенствования системы функционирования и развития. Процесс совершенствования системы управления | Частично или полностью решенная проблема |
В самом общем случае структурная схема системного анализа может содержать не семь этапов, а большее их количество.
Например: между шестым и седьмым этапом системные аналитики выполняют этап “реконструкция системы управления. Предполагаем, что для достижения целей, провозглашаемых в скорректированной программе, нужна специальная информационная система, отслеживающая процессы движения СФР к новым целям”.
Поясним это положение.
Подготовка решения невозможна без постоянной переработки информации. Информационная система структурно состоит из элементов, называемых процедурами (процедурными расчетами). Все процедуры графически можно увязать в граф с топологией перевернутой пирамиды. Одна из вершин графа находится внизу, а другая - противоположная сторона (ребро) - горизонтальна и вверху. Эта сторона графа процедур соприкасается с нижним уровнем графа (дерева) целей деятельности предприятия. Изменение целей во времени потребует соответствующих изменений в информационной системе.