Официальная и независимая журналистика в 1918 – 1925 гг

• Литература и искусство на страницах основных газет большевиков и левых эсеров («Правда», «Известия», «Знамя труда»).

• Прекращение левоэсеровской печати на территории советской России.

• «Новая жизнь» и публицистическая деятельность М. Горького в ней.

• Издания 1918–1920 гг. на территориях, контролируемых несоветскими правительствами (Юг России, Сибирь, Дальний Восток).

• Эволюция системы печати с переходом к нэпу, иллюзии возможности свободной прессы и книгоиздательского дела.

• Эмигрантская пресса в советской России.

• Журналы «Россия» («Новая Россия») и «Русский современник» как последние попытки создания независимого издания.

«Правда» (осн.в1912, центр.орган большевиков), «Известия» (1917) - основных газеты сов.власти.

«Знамя труда» - (1917-1918) – печатный орган левых эсеров.

По ряду принципиальных вопросов левые эсеры, будучи связаны с трудовым крестьянством и рабочими, с самого начала расходились с большевиками, не приемля диктаторской и антикрестьянской политики большевиков. Разрыв произошёл уже в 1918 —левые эсеры проголосовали против подписания Брестского мира с Германией, а затем—против его ратификации.

Затем - открыто выступили против своих бывших союзников — большевиков. Не получив поддержки, они приступили к «активным» действиям. 6 июля 1918 левые эсеры Яков Блюмкин и Николай Андреев убили в Москве германского посла Мирбаха, что послужило сигналом к началу восстания. По иной версии, и как это следует из письма лидера левых эсэров Марии Спиридоновой, убийство Мирбаха было личной инициативой нескольких руководителей эсэров, и никакого восстания не было.Однако, большевикам было выгодно использовать убийство посла как повод для разгрома последней оппозиционной партии. После «подавления восстания» было решено исключить из состава Советов левых эсеров.

"Знамя труда", 1) газета, центральный орган партии эсеров. Издавалась нерегулярно с 10 (23) июля 1907 по апреля 1914, первоначально в России (нелегально), с августа 1908 — в Париже. Вышло 53 номера. В редакцию входили члены ЦК партии эсеров: Н. Д. Авксентьев, Г. А. Гершуни, В. М. Чернов и др. "З. т." пропагандировала индивидуальный террор и союз с буржуазными либералами, нападала на большевиков. 2) Ежедневная политическая и литературная газета, центральный орган партии левых эсеров. Выходила с 23 августа (5 сентября) 1917 в Петрограде, с 15 марта 1918 — в Москве. Редакторы — В. В. Иванов-Разумник, Б. Д. Камков, М. А. Спиридонова и др. "З. т." критиковала буржуазное Временное правительство и руководство правых эсеров, одобряла декреты Великой Октябрьской социалистической революции, но осуждала идею установления диктатуры пролетариата в России. С весны 1918 газета выступала против партии большевиков и В. И. Ленина, против подписания Брестского мира. Закрыта в июле 1918 после левоэсеровского мятежа.

В 1917 Горький основал в Петербурге социал-демократическую газету "Новая Жизнь". Горький выступил в ней с рядом фельетонов, в которых всей современной культуре в чрезвычайно резкой и беспощадной форме бросались упреки в пошлом, себялюбивом, трусливом, фарисейском "мещанстве". Не делалось никакого исключения для литературы и искусства; Лев Толстой попал в число "мещан". Эти нападки, в свою очередь, вызвали не менее страстные ответные упреки Горькому в "хамстве". В своей газете «Новая жизнь», в которой опубликовал около 80 статей, объединенных потом в две книги «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Суть его взглядов заключалась в том, что революция (разумное преобразование общества) должна в корне отличаться от «русского бунта» (бессмысленно его разрушающего). Горький был убежден, что страна сейчас не готова к созидательной социалистической революции, что сначала народ «должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры». Поначалу между редакцией "Новой жизни" и большевиками было полное согласие, но по мере того, как в ленинской партии утверждались диктаторские устремления, " Новая жизнь " стала отходить от большевистских позиций, а затем и выступила против Октябрьской революции, считая ее преждевременной. Когда был заключен Брестский мир, газета опубликовала статью Н.Суханова "Капитуляция". Действие ее было таковым, что комиссар Петрограда сообщил Горькому, что газета будет закрыта, а члены редколлегии преданы суду. Сделав дипломатический шаг (Суханов выразил свое мнение и редколлегия с ним не согласна), газета отсрочила приговор на несколько месяцев, хотя и вызвала на себя огонь большевистских изданий. С 4 ноября по 31 декабря 1917 года "Правда" четырежды выступила с критикой " Новой жизни ", называя Горького "гробокопателем революции". Грубой и недвусмысленной была и статья И.Сталина, где автор прямо угрожал Горькому: "Русская революция ниспровергла немало авторитетов... Их, этих "громких имен", отвергнутых революцией, - целая вереница... Мы боимся, что Горького потянуло к ним, в архив. Что же, вольному воля... Революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов..." Газета была сначала жестоко осуждена большевистскими газетами и журналами, потом временно прекращена (в феврале и июне 1918 г.) и, наконец, окончательно запрещена в июле 1918.

С ликвидацией в 1918 году некоммунистической прессы, «Правда» стала главной газетой в стране, оттеснив в этом качестве орган Советов — Известия. День выпуска ее первого номера — 5 мая был объявлен «Днем печати».

Период революции и Гражданской войны в России с октября 1917 по 1920 гг. характеризуется большим количеством газетных изданий. В условиях жесткого обострения социальных противоречий в обществе каждому политическому режиму, каждому мало-мальски серьезному общественному объединению для победы необходимо было разворачивать широкомасштабную агитационно-пропагандистскую работу в целях привлечения на свою сторону населения России. На территориях, контролируемых несоветскими правительствами (Юг России, Сибирь, Дальний Восток). стала воссоздаваться сеть антисоветских газетных изданий. Началась денационализация типографий, восстановили свою деятельность печатные товарищества, кооперативы. Согласно «Списку изданий, выходящих на территории, освобожденной от большевиков к 1 апреля 1919 г.», в белой Сибири выпускалось 122 газеты. Одним из крупнейших газетных центров на территории подконтрольной омскому Российскому правительству, был Дальний Восток. В 1919 г там легально выпускалось около 50 газет. При белых практически в каждом сибирском городе издавалось не менее 2–3 газет, а в некоторых губернских и областных центрах их было около десятка. Особенно много газет выходило в Омске, столице белой Сибири, и старом культурном сибирском центре – Томске. В этих городах в начале 1920 г. выпускалось по 10 наименований. На завершающем этапе Гражданской войны на первое место по численности периодических изданий выдвинулся Иркутск. Количество газет в Иркутске заметно возросло после вынужденного переезда сюда из Омска правительства Колчака в начале ноября 1919 г. Крупным издательским центром белого Востока России являлся Владивосток. В 1919 г там печаталось 15 русских газет. С падением власти Колчака, на Дальнем Востоке стали создаваться официальные издания центральных и местных органов власти Дальневосточной республики, земств, воинских частей, профсоюзов, политических партий всех направлений. Во Владивостоке печатными органами правого направления являлись газеты «Блоха», «Владиво-Ниппо», «Голос крестьянства», «Русская мысль на Дальнем Востоке» и «Слово». Газетами общедемократического и социалистического направления были «Вечер», «Голос Родины», «Голос студента», «Дальневосточное обозрение», «Меркурий», «Рассвет» и др. Был возобновлен выпуск газеты анархистов «Черное знамя». Властные структуры деникинского режима также стремились к развитию газетной прессы. По нашим подсчетам, в регионе выпускалось около 150 газет. Такое значительное распространение прессы в крае во многом объяснялось сложившимися традициями издательского дела. До Октябрьской революции Юг России обладал широкой сетью периодических изданий. На белом Юге России было два крупных центра газетной издательской деятельности Донская и Кубанская области. В Екатеринодаре выходило около 20 газет. Среди них «Воля Кубани» – печатный орган Кубанского краевого правительства, «Вестник Верховного круга», «Голос кубанца», «Казак», «Кубанская земля», «Кубанское слово», «Утро Юга» (издавал Союз возрождения), военная газета «Сын Отечества» и др. Издательскими центрами Донской области являлись Новочеркасск и Ростов-н/Дону. Самой крупной из новочеркасских газет были «Донские ведомости». В Ростове-н/Д выпускалось около 20 газет. Из них выделяются: «Благовест», «Великая Россия», «Донская речь», «Жизнь», «Заря России», «Донская волна», «Народная газета», «Народная мысль», «Огни», «Парус», «Призыв», «Южный край». Одной из самых старых и известных газет этого региона был «Приазовский край». Среди других издательских центров региона следует отметить Киев, Одессу и Харьков, где выходило по 10–15 газет. На территории, контролируемой войсками Врангеля, газеты выходили во всех крупных городах Крыма и Таврии. Журналист С. Оболенский считал, что их было около двадцати. «Газеты росли как грибы», – вспоминал он. Крупнейшим издательским центром на врангелевской территории был Севастополь. Там выпускалось 9 газет: «Великая Россия», «Вечернее слово», «Военный голос», «Заря России», «Крымский вестник», «Русский вестник», «Царь-колокол» и др. Вторым центром являлся Симферополь, где издавались: «Вечерний курьер», «Время», «Земля», «Крестьянский путь», «Таврический голос» и др.Северная область была бедна газетными изданиями. Фактически единственным издательским центром области являлся Архангельск, где, по нашим подсчетам, выпускалось 11 газет. Не очень широкое развитие получила газетная пресса в Северо-западной области России и в приволжских губерниях, контролируемых Комучем. Крупнейшим издательским центром на белом Северо-западе являлся Псков, у Комуча – Самара, где издавалось 5–7 газет.

На территории белой Сибири центральным официальным печатным органом являлся «Сибирский вестник», орган Сибирского временного правительства, выходивший в Омске с августа по ноябрь 1918 г. Официальным органом пришедшей к власти Директории был «Вестник Временного Всероссийского правительства». Он издавался с 6 по 17 ноября 1918 г. Сразу после колчаковского переворота стал издаваться новый официальный печатный орган – «Правительственный вестник». Его издание продолжалось до падения Омска в ноябре 1919 г. На белом Юге России Правление Всевеликого войска Донского выпускало «Донские ведомости», Кубанское краевое правительство – «Вольную Кубань». Органом Кубанского казачьего круга являлась газета «Кубанец». Официальным изданием Временного правительства Северной области была газета «Вестник Временного правительства Северной области». Комитет членов Учредительного Собрания издавал свой «Вестник». В апреле 1920 г. начала выходить газета «Дальневосточная республика», официальное издание правительства ДВР и т.д.

Осуществление политики монополизации (зависимость редакций от денег, бумаги т.п., которыми их снабжало прав-во) газетного дела приводило к тому, что газетные издания, проводя на своих страницах политику правительства и ведущих политических сил, слабо выражали общественное мнение.

После 1917 по мере установления советской власти на местах начиналась борьба с небольшевистской прессой. Ее стали ликвидировать. В первую очередь советская власть закрывала газеты, выражающие интересы крупного капитала и его политических партий. По мере обострения противоречий между большевиками и партиями социалистической ориентации советская власть начала закрывать газеты меньшевистского и эсеровского направления и т.п.

К лету 1918 года большевики создают на контролируемой ими территории примерно 500-600 периодич.изд. (офиц.правительственные, классовые, профессиональные, бедняцкие и т.п. и т.д. – все группы населения получают свою прессу), национализируют типографии. Но по мере нарастания сопротивления формируется система альтернативной периодической печати, оппозиционной большевикам (см. выше). Но эти центры альтернативной печати не смогли наладить взаимодействие между собой.

20-е – НЭП (с 1921 – начало, а с 1925 – сворачивание). Первая задача – оживление экономики. Государство было вынуждено снять с себя часть финансового бремени, в итоге был принят декрет о «платности газет» (1922): они остались государственными, но теперь должны были реализовывать себя сами, сами себя обеспечивать. А состояние у системы СМИ и без того было тяжелым (ни финанс., ни технич.ресурса, голод, разруха после гражд.войны, с человеческим ресурсом тоже не очень, интеллигенция уезжает из страны). И этим своим декретом гос-во отпустило СМИ в свободное плавание (но не совсем свободное, скорее на длинный поводок) – очевидно, что кризис действительно был огого. Во время гражд.войны около 20тыс.изд., а к 1922 – всего около 300 изд.

С самого начала 20-х годов начинается (точнее, резко усиливается) культурное самообеднение России. В 1921 г. умер от "отсутствия воздуха" сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м. В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой (спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями), высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький. Если в 1921 г. открылись первые "толстые" советские журналы, то "августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль. Один за другим стали закрываться журналы, в том числе "Дом искусств", "Записки мечтателей", "Культура и жизнь", "Летопись Дома литераторов", "Литературные записки", "Начала", "Перевал", "Утренники", "Анналы", альманах "Шиповник" (интересный между прочим тем, что сближал молодых писателей со старой культурой: редактором был высланный Ф. Степун, авторами А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Бердяев, а среди "молодых" - Л. Леонов, Н. Никитин, Б. Пастернак); закрыт был и сборник "Литературная мысль", в 1924 году прекратилось издание журнала "Русский современник" и т.п. и т.д."

При этом появляются некоторые новые издания, в основном сатирической направленности. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Сатирикон», «Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете «Правда»); в сезоне 1921/22 года появился журнал «Экран», среди авторов которого — А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд, М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В 1925 году известный издатель В. А. Регинин и поэт В. И. Нарбут основали ежемесячник «30 дней». Вся эта пресса, помимо новостей из рабочей жизни, постоянно публикует юморески, весёлые неприхотливые историйки, пародийные стихи, карикатуры. Но с концом НЭПа заканчивается их издание. С 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом.

Но все равно, в целом, ситуация не очень. Мы видим, что в 1922 деньги появились уже потихоньку, свобода вроде есть, но других ресурсов по-прежнему нет, и кол-во СМИ падает. Огромная проблема менеджмента в СМИ. В газетах работают бывшие партийные служащие, они ничего не умеют, а им нужно искать рекламодателей, реализовывать систему сбыта, чтобы не пропасть. Но опять же, все в том же 1922 опять начинается «сокращение поводка»: правительство принимает постановление о введении гос.структуры СМИ. Теперь есть 232 издания, которые получают гос.дотации – тот мин.уровень помощи, без которого издание прожить не может. Остальным- зиро! К этому же времени начинают подтягиваться подготовленные прав-вом кадры (в 1921 создали государственный институт журналистики), а потом их дополняет система КИЖ (коммунистически идеологизированные журналисты). В течение 1920-х государство налаживает отношения с Европой, и проблема технологий, оборудования и сырья для производства изданий решается. Ну а «поводок» тем временем делается совсем коротким. Иллюзии о возможности свободной прессы и книгоиздательского дела остаются в прошлом.

Русская эмигрантская периодика и советская журналистика имели один объект отражения — Россия, но в течение длительного времени в силу исторических условий печать русского зарубежья была практически оторвана от советской аудитории. Только в начале 1920-х гг. эмигрантские издания относительно свободно распространялись на территории советской республики. При этом эмигрантская пресса с первых дней ее существования воспринималась большевиками как мощное пропагандистское оружие в руках контрреволюционеров, которое способствовало формированию невыгодного для Советов общественного мнения в странах Европы и других местах рассеяния. Как показывает история печати русского зарубежья, в 1920 гг. она имела серьезный административный и финансовый ресурсы и пользовалась влиянием во властных структурах ведущих стран мира. Поэтому советская власть, выделив особую группу белоэмигрантских СМИ, пристально следила за печатными выступлениями своих оппонентов.

В число выписываемых большевистским руководством эмигрантских печатных органов входили газеты «Руль», «Последние новости», «Новое время», «Голос России», а также журналы «Социалистический вестник», «Русская мысль», «Современные записки» и «Новая русская книга». В документе указывалось, что распредотделение закупало периодику и на «вольном рынке», то есть большая часть газет и журналов в Советской России приобреталась по подписке.

«Вольный рынок» до определенного момента позволял покупать зарубежную прессу и тем, кто интересовался жизнью эмиграции. Открытый диалог посредством газет и журналов был возможен до полного запрета свободной подписки и покупки иностранных СМИ. Железный занавес для эмигрантских изданий упал во второй половине 1920 гг. Первые же годы формирования русского зарубежья в Советскую Россию проникали эмигрантские политические издания. Но затем советское правительство запретило их доступ в СССР, очевидно, убедившись в том, что значительная часть материалов компрометировала власть большевиков и тем самым подрывала устои молодого государства.

После высылки известных российских интеллектуалов на «философском пароходе» в 1922 г. в русском зарубежье заметно укрепились антисоветские настроения. За счет депортированных, начавших активное сотрудничество с зарубежными изданиями, крепли газеты самого антисоветского толка. Пропаганда велась на высоком уровне философских обобщений, поэтому стала играть значительную роль в формировании мирового общественного мнения. Примечательно, что именно в 1922 г на повестке дня заседаний Политбюро встал вопрос о политической цензуре.

В связи с этим внимание большевиков к эмигрантской прессе усилилось. Об этом свидетельствует письмо Ф. Дзержинского В. Менжинскому от 31 января 1923 г. В нем речь идет о выходящей в Берлине газете А.Ф. Керенского «Дни» – с 1922 г. преемнице «Голоса России». В письме давалась «характеристика контрреволюционной сущности редакции и справка о ее составе», а также общая оценка заграничной издательской деятельности эсеровской партии с участием Авксентьева, Керенского, Вишняка, Зензинова и других, с конкретизацией отдельных ее этапов, связанных с перипетиями внутрипартийных отношений, что свидетельствовало о полной осведомленности в этом ГПУ. Оно продолжало внимательно отслеживать материалы газеты, и был сделан вывод: «Большинство высланной интеллигенции тяготеют к «Дням»». Это подтверждает, как пишет Ф. Дзержинский, «приток информации, сплетни о борьбе правых и левых коммунистов, выразителей радикально-демократических группировок» в большевистской партии. Поэтому газета А.Ф. Керенского осталась в списке эмигрантских СМИ, обязательных для изучения. В 1925 г. в него попала газета П.Б. Струве «Возрождение», которая, согласно письму Агитпропа ЦК РКП(б) в Главлит, выписывалась этим ведомством с первого номера.

Проникновение эмигрантской печати в Советскую Россию начало ограничиваться ориентировочно с 1925 г. Именно с этого момента в Отдел Печати и АППО ЦК РКП(б) стали поступать просьбы от различных партийных и печатных органов разрешить получать те или иные периодику и литературу, изданную за границей. Подписку на зарубежную печать, ее приобретение и распространение курировал Литиздат Народного комиссариата иностранных дел (НКИД), а разрешение на подписку высшим ведомствам выдавал Главлит12. Таким образом, в это время уже было запрещено свободное обращение эмигрантской печати в СССР. На середину 1920 гг. приходится пик критических выступлений лидеров русского зарубежья относительно проводимой в России новой экономической политики (нэп) и в целом режима большевиков. Примечательно, что именно в 1920 гг. отмечается повышенная контрпропагандистская активность советской власти, направленная на внедрение в информационное пространство эмиграции с целью ее нейтрализации. Создание в русском зарубежье подконтрольной системы масс-медиа сопровождалось экономическими репрессиями по отношению к эмигрантской печати в Советской России.

Журналы «Россия» («Новая Россия») и «Русский современник» как последние попытки создания независимого издания:

«РУССКИЙ СОВРЕМЕННИК» — литературно-художественный журнал. Издавался в 1924 в Ленинграде в частном издательстве Н. И. Марагам, ответственным редактором был А. Н. Тихонов. Всего вышло 4 книги. Основной состав лит-ых сотрудников «Р. с.» — Е. Замятин, Б. Пильняк, А. Толстой, А. Ахматова, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, Клюев, С. Парнок. К участию в журнале привлекались молодые советские писатели и поэты: Л. Леонов, В. Каверин, К. Федин, Н. Асеев, Н. Тихонов и др. В поэзии и прозе «Р. с.» сказывалось тяготение основных писательских кадров журнала к «вечным» темам — теме любви, смерти. Новая революционная действительность получала кривое, гротескное, шаржированное изображение (Е. Замятин, «Рассказ о самом главном», «Как был исцелен инок Еразм» и др., А. Толстой, «Ибикус», Клюев, «Песни на крови»). В отделе критики участвовали гл. обр. формалисты — В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, тогда враждебно настроенные к молодой пролетарской лит-ре и лит-ой пролетарской политике. Журнал помещал статьи, обзоры о театре (А. Эфрос, А. Смирнов), о выставках АХРР и «Мира искусства» (Н. Пунин, А. Бенуа), о музыке (Е. Браудо, А. Авраамов), о кино (В. Шкловский). Много места уделялось публикациям архивных материалов (Л. Толстой, Ф. Тютчев, Ф. Достоевский, А. Чехов, А. Блок и др.). Обширен и разнообразен был отдел библиографии. Сатирически-полемическая «Тетрадь примечаний и мыслей Онуфрия Зуева» (автор Е. Замятин) составляла последний раздел журнала и дополняла собой то оппозиционное отношение к современности, к-рое составляло основу позиций «Р. с.». Вот что о нем писали критики за рубежом: «Среди сотрудников преобладают имена «старых» литераторов, продолжателей традиции «большой» русской литературы. Для нас журнал любопытен тем, что он как бы должен явиться средостением между зарубежными остатками литературы и российскими зародышами новой. Журнал беспартиен и аполитичен: вопросам острым и злободневным он по необходимости места не уделяет совершенно. Это делает его бледным …, но это же дает ему возможность не жертвовать целых страниц официальной истине, чтобы сказать несколько строк подлинной художественной правды. [Но в целом]… он по необходимости бледен, как рожденный на почве нездоровой».

«Русский современник» - это единственный независимый российский литературный журнал, издававшийся в России в период нэпа в 1924 г. Журнал привлек всех лучших русских поэтов и прозаиков, как «старых», так и «новых», начавших свой творческий путь во время или после периода революционных катаклизмов. Редакция отбирала для публикации тексты, исходя из их литературных достоинств, а не из их идеологической направленности, как делали прочие советские периодические издания. Кроме того, в журнале прослеживалась попытка примирить, или хотя бы создать возможности для диалога русских в эмиграции и в Советской России.

Журнал не содержал политического отдела, но, несмотря на это, был подвергнут беспрецедентно резкой критике в официальной печати. Его линия характеризовалась как оппозиционная или даже враждебная советской власти. Основной состав писателей-авторов относился партийной критикой в состав «попутчиков», а участие в журнале «пролетарских» авторов признавалось незначительным. После этого, а также после ареста одного из редакторов журнала (А.Тихонова), его издание было прекращено, все в тот же 1924 год.

«Россия» или «Новая Россия» — общественно-политический и литературно-художественный журнал издававшийся в СССР в 1922—1926 гг. Журнал издавался с перерывами с марта 1922 по март 1926 года. Журнал возник из-за наступившего в первые годы нэпа оживления в литературных кругах и в кругах русской интеллигенции.Первые два номера вышли в Петрограде. Затем журнал издавался в Москве под названием «Россия», потом восстановил первоначальное название «Новая Россия». Всего вышло 19 номеров. Бессменным редактором был И. Г. Лежнев. Издавался в Москве, Петрограде и Ленинграде в 1922—1926 гг. Охарактеризован Лениным, как право-сменовеховский. Журнал являлся неформальным органом так называемых «сменовеховцев» — течения среди советских интеллектуалов, ставших в начале 1920-х гг. на путь сотрудничества с советской властью в надежде на ее перерождение в процессе реформ периода нэпа. И. Лежнев определял журнал как «первый беспартийный публицистический орган» в Советской России; авторы журнала требовали «невмешательства» государства в духовную жизнь интеллигенции. Первые два номера журнала вышли в марте-мае 1922 года под названием «Новая Россия», однако журнал был закрыт по распоряжению Г. Е. Зиновьева. Однако Ленин оспорил это решение (советская власть в то время заигрывала с интеллигенцией) и издание журнала было возобновлено. В 1926 году журнал был окончательно закрыт по распоряжению Политбюро ЦК ВКП(б), расценившего одну из статей И. Лежнева как непозволительно крамольную. В «России» печатался ряд известных писателей — «Серапионовы братья»; в первом же номере журнала они опубликовали свою декларацию, М. А. Булгаков, Е. Замятин, А. Ремизов, И. Шмелев. В художественном отделе печатались: Андрей Белый, М. Володин, А. Грин, Вал. Катаев, М. Кузмин, Вл. Лидин, Л. Лунц, О. Мандельштам, О. Миртов, Н. Никитин, Б. Пастернак, Б. А. Пильняк, Е.Г. Полонская, М. Пришвин, А. М. Ремизов, Л. Сейфуллина, С. Сергеев-Ценский, А. Соболь, А. Соколов-Микитов, М. Слонимский, Ник. Тихонов, Ал. Толстой, К. Тренев, Конст. Федин, О. Д. Форш, В. Ходасевич, М. Шагинян, М. М. Шкапская, И. С. Шмелев, Ал. Яковлев, И. Эренбург и другие. Из известных произведений были напечатаны романы М. Булгакова «Белая гвардия», О. Форш — «Одеты камнем» и И. Эренбурга «Любовь Жанны Нэй». В отделе публицистики и критики печатались проф. С. А. Адрианов, проф. И. Г. Александров, проф. М. Н. Боголепов, А. А. Брусилов, А.Г. Горнфельд, Н. Адюшов, И. Лежнев, В. Муйжель, К. Столяров, В. Г. Тан-Богораз, проф. Ю. И. Фаусек, проф. Я. И. Френкель, проф. О. Д. Хвольсон, М. А. Чехов, М. Г. Шагинян, Карл Эйнштейн и другие.

[Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в русской эмиграции. Название происходит от сборника статей «Смена вех», изданного в 1921 г. в Праге, в котором были сформулированы основные идеи этого течения. Сменовеховцы выступали за примирение и сотрудничество с Советской Россией, мотивируя свою позицию тем, что большевистская власть уже «переродилась» и действует в национальных интересах России. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов. Со временем понятие «сменовеховство» стало распространяться не только на авторов сборника «Смена вех» и их последователей, но и на всех сторонников примирения и сотрудничества с коммунистическим режимом в СССР, а затем и его юридическими преемниками в Российской Федерации. За время своего существования сменовеховство пережило несколько крупных этапов. И 1-й этап как раз начался в 1920-е годы и продолжался до конца 1930-х, когда практически все прежние лидеры сменовеховства уехали в СССР, где были уничтожены НКВД]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: