Б. Осознание предпочитаемой сферы жизнедеятельности

(«Неопределенный рассказ»)

Экспериментатор, чтобы создать мотивировку, говорит ребенку: «Ты уже большой, можешь многое делать, много умеешь. Вашей группе хотят поручить сделать разные дела. Но для этого нужно: 1) узнать хорошенько, для кого надо делать, что делать, какие вещи, какими они должны быть;

2) подумать о том, что и как делать, что для этого нужно;

3) затем все это надо как следует сделать; 4) сделав, отне­сти тем, для кого эти вещи делались».

Ребенок должен повторить рассказ взрослого. Уже при повторении часто ребенок невольно акцентирует наибо­лее значимые для себя моменты ситуации, представлен­ной в достаточно общей и неопределенной форме. Вос­произведя рассказ, дети могут часто что-то пропустить и добавить то, чего не было, скажем, при значимости от­ношений с другими добавляют: «Отнести вещи тем, кому делали, и послушать, что те скажут, как их похвалят» и т. п. В таких случаях экспериментатор повторяет свой рас­сказ до тех пор, пока ребенок не начнет воспроизводить его, ничего не пропуская.

После этого у ребенка спрашивают: «Что бы ты боль­ше всего из этого хотел делать?» Одни дети хотят делать одно, другие — другое, а некоторые — все. По ответу на такой вопрос можно судить, какая сторона неопределен­ной ситуации, моделирующей возможную реальную си-

туацию, наиболее значима для ребенка. Узнать, для кого делаешь, и отдать — при значимости отношений; делать все, обычно еще добавляются подробности, — при зна­чимости деятельности или «делания»; подумать — при значимости сферы познания, осознания.

При ответе ребенка, что он хочет делать все, экспери­ментатор варьирует свой рассказ, говоря, что то-то сде­лают ребята из другой группы. При ответе ребенка, что он будет делать все остальное, в зависимости от его обосно­вания своего ответа, можно говорить о значимости для ребенка всех сфер жизнедеятельности, универсальности его ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: