Оба задания данной серии выполнялись испытуемым в ходе индивидуального эксперимента.
Первое задание. «Три мудреца вступили в спор: кто из них более мудр? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.
— Вы видите, — сказал он, — у меня 5 колпаков: 3 черных и 2 белых. Закройте глаза!
С этими словами он надел каждому мудрецу по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок.
— Можете открыть глаза, — сказал прохожий. — Кто угадает, какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга... Наконец один воскликнул:
— На мне — черный!
Как он догадался?»
Каждому испытуемому предлагалось вслух проанализировать ход рассуждения с-амого догадливого мудреца. Объяснения испытуемых фиксировались на магнитофонной ленте. В процессе выполнения задания испытуемые могли пользоваться собственными рисунками, схемами, чертежами. Время выполнения задания не ограничивалось.
Во втором задании использовались б задач, предъявляемых на карточках в такой последовательности:
|
|
1. На перроне особа в черном встречает молодого человека и говорит ему: «Вчера вечером ваша мать умерла». Молодой человек — сын особы в черном.
2. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев.
3. Она мне соседка, а я ей не соседка.
4. Он — мой дед, но я ему не внук.
5. Я тебе дочь, но ты мне не мать.
6. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Испытуемому предлагалось проанализировать по одной житейской ситуации, т. е. сказать, возможна ли данная ситуация, и дать полное объяснение всех возможных вариантов.
Время не ограничивалось.