Выготский Л. С. Собр. Соч. - т. 2. Лекции по психологии. - М. , 1982

С. 388. «Заучивание показало, что осмысленный мате­риал запоминается легче, чем бессмысленный. Оказалось, что 20 пар мыслей для среднего человека, занимающего­ся умственным трудом, запоминаются чрезвычайно лег­ко, в то время как 6 пар бессмысленных слогов оказыва­ются непосильным материалом. Видимо, мысли движутся по иным законам, чем представления, и их запоминание происходит по законам смыслового отнесения одной мыс­ли к другой...

Независимость запоминании смысла от словесного из­ложения — второй факт, к которому приходит ряд иссле­дований».

С. 453. «...Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознатель­ности, не меньшая и не большая степень конкретности;

эти особенности проявляются также на различных ступенях развития мышления.

Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность созна­ния, которая отличается от непосредственного познания действительности.

Наряду с образами, которые строятся в процессе не­посредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, постро­енная воображением. На высоком уровне развития мыш­ления происходит построение образов, которых мы не находим в готовом виде в окружающей действительности. Отсюда становится понятным то сложное отношение, которое существует между деятельностью реалистическо­го мышления и деятельностью воображения в его высших формах и на всех ступенях его развития. Становится по­нятным, как каждый шаг в завоевании более глубокого проникновения в действительность достигается ребенком одновременно с тем, что ребенок до известной степени освобождается от более примитивной формы познания действительности, которая была ему известна прежде.

Всякое более глубокое проникновение в действитель­ность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отходя от видимой внешней стороны действительности, которая непосред­ственно дана в первичном восприятии, возможности все

более и более сложных процессов, с помощью которых познание действительности становится более сложным и богатым».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: