Рабочие группы как строительные блоки организации

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих его людей.

Малая группа – это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа - это элементарная ячейка общества, в которой человек проводит большую часть своей жизни.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Виды малых групп:

1. Условные, или номинальные – группы, объединяющие людей, не входящих в состав ни одной малой группы.

2. Естественные – группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют только в рамках официально призванных организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена.

В организации существует три основных типа формальных групп:

1. Группа руководителя – состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных.

2. Производственная группа – состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием.

3. Комитет – постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.

Неформальной считается спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

В основе существования и целенаправленного функционирования неформальных групп лежит лидерство. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, направляя их усилия на достижение целей организации. Неформальный лидер имеет две основные функции:

1. Помогать группе в достижении ее целей.

2. Поддерживать и укреплять ее существование.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтной считается любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чуждо для индивида или безразлично для него.

Все естественные группы делятся на:

1.Слаборазвитые – в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Высокоразвитые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической базы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: