Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой

Промышленность и энергетика являются важнейшими отраслями экономики. В своей совокупности они представляют промышленно-энергетический комплекс, от уровня которого во многом зависит состояние других отраслей экономики, а также экономическое положение страны в целом.

Основными правовыми актами, затрагивающими различные стороны организации, деятельности и управления в рассматриваемой сфере, являются: Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[155], федеральные законы: от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»[156], от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»[157], от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[158], от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»[159], от 3 апреля 1996 г. «Об энергосбережении»[160], от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»[161], от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности»[162], от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»[163], Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Согласно ст. 71—73 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная собственность (в том числе объекты промышленности и энергетики) и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы экономического развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; оборонное производство и др. В совместном ведении РФ и ее субъектов находится разграничение государственной собственности, в том числе и в сфере промышленности и энергетики, вопросы распоряжения природными ресурсами. За рамками ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают полной самостоятельностью.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в рассматриваемой сфере, принимает меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей; осуществляет регулирование экономических процессов и т. д. Эти полномочия Правительства РФ распространяются на промышленность и энергетику.

Действует также система федеральных органов исполнительной власти, в задачи которых входят нормативно-правовое регулирование, координация, оказание государственных услуг, контроль и надзор в сфере промышленности и энергетики.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного, в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашении о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

В пределах своей компетенции Министерство осуществляет также функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых.

На Министерство возложены координация и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В области нормативно-правового регулирования оно принимает нормативные акты по таким вопросам, как: метрологические правила и нормы; правила регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технологических регламентов; порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации; правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; порядок проведения государственного метрологического надзора, а также иные нормативные правовые акты по вопросам его ведения.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений. Оно является также уполномоченным органом РФ по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Министерство организует выполнение работ по созданию авиационной техники и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами. На него возложено ведение: сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации РФ, контрольно-кассовой техники; ведомственного регистра ядерных материалов.

В пределах своей компетенции оно осуществляет координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий; государственное регулирование в области экспериментальной авиации; экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий. На него возложены функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инвестиционных программ и проектов в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство энергетики Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 28 мая 2008 г.[164], осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Минэнерго России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоений месторождений углеводородов, в сфере нефтехимической промышленности. Оно выполняет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

В Положении о Минэнерго России определены полномочия в порученой сфере нормативно-правового регулирования, осуществления контроля, разработке и осуществлению программ по различным направлениям его деятельности и т.д.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» [165], правовой статус и организация деятельности которой закреплены в одноименном Федеральном законе о ней от 1 декабря 2007 г. Согласно данному Закону Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, государственным органом по ядерной и радиационной безопасности, органом управления государственным запасом специального сырья, ядерными материалами.

Целями Корпорации является проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организации атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечение ядерной и радиационной безопасности и др.

В пределах своей компетенции она принимает нормативные правовые акты, закрепляющие и регулирующие порядок государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, а также учета и контроля ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических лиц, временно находящихся на территории РФ; выдачи сертификатов-разрешений на перевозку ядерных материалов и т.д.

В процессе своей деятельности Корпорация участвует в обеспечении безопасности и охраны окружающей среды при использовании атомной энергии; во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по ликвидации последствий аварии при использовании атомной энергии, а также осуществляет совместно с ними мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. На нее возложены функции по осуществлению лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, непрерывного мониторинга продвижения специальных грузов на всех видах транспорта, кроме спецгрузов Минобороны России и т.д.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) [166],в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004 г., осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. В содержание его деятельности входит заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Оно организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, а также экспертизу проектов национальных стандартов; проведение испытаний средств измерений и их поверку в РФ.

Агентство осуществляет создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности; утверждение национальных стандартов, их учет, а также учет правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области; проведение работ по аккредитации в установленной сфере деятельности; функции национального органа по стандартизации; межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений и т. д.

В сфере промышленности определенная роль отводится Федеральному космическому агентству (Роскосмос) [167],которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, в том числе при проведении организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения.

В сфере промышленности и энергетики определенными полномочиями обладает Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) [168],Положение о которой утверждено Правительством РФ 30 июня 2004 г. Данная служба является уполномоченным органом по осуществлению правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен и тарифов, регулирование которых относится к компетенции других федеральных органов исполнительной власти. Она также осуществляет функции по определению (установлению) цен и тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Положение о ФСТ России возложило на нее установление тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии, по передаче электрической энергии, размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развития энергетической системы России; предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергосберегающими организациями потребителям; тарифов на транспортировку газа по трубопроводам; оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд; тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и т. д.

ФСТ России принимает обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, изменений или прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов); устанавливает предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям; направляет физическим и юридическим лицам, органам исполнительной власти, местного самоуправления обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен и тарифов; беспрепятственно получает информацию о деятельности субъектов естественных монополий от органов исполнительной власти, местного самоуправления по вопросам своей компетенции и т. д.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [169],являясь межотраслевым органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Минприроды России. На него возложены функции по принятию нормативных правовых актов по вопросам промышленной безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых), гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Она является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.

Служба принимает и издает федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии; определяет порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, а также требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и т. д. Регулирующее воздействие в сфере управления промышленностью и энергетикой оказывает в пределах своей компетенции Министерство экономического развития РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: