Источники опасностей и причины их возникновения

Источники формирования опасности:

1) сам человек, его деятельность, средства труда;

2) окружающая среда;

3) явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплени­ем и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтроль­ность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекатель­ство и пр.

Опасный фактор (ОФ) — неблагоприятный природный, социальный, техноген­ный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуще­ству, правам и интересам.

ОФ может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть умень­шен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие ОФ на какой-либо объект может придать ему нежелательные каче­ства и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор — это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жиз­ни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опас­ных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию. Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одно­го из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Опасная ситуация S совокупность уже действующих неблагоприятных фак­торов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, ава­рий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защит­ных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию (ЧС).

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ —> Опасность —> Опасная ситуация —> Экстремальная ситуация —»ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

- объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;

- сточники и факторы опасности;

- ели, векторы, причины воздействия на объект;

- средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;

- элементы системы безопасности объекта;

- результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 2.1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

- механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;

- стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;

- взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении без­опасности;

- поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 2.1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безо­пасности жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: