Кризисные явления в стране как источник увеличения опасностей

Большинство негативных событий в России следует отнести к «комплексным» или «системным», поскольку трудно назвать конкретную причину, одно ведомство или, тем более, одно лицо, несущее полную ответственность за их возникновение. Причинами этих событий стали совокупность экономических и социальных изме­нений, деградация управленческой и технологической инфраструктуры. На рис. 2.2 представлены соотношения предельно критических мировых и реальных показате­лей развития российского общества в 2009 г. Уже с 1996 г. наша страна находилась в опасной критической зоне по 16 показателям развития.

Мониторинг предельно критических показателей развития Российской Федера­ции, которые ежегодно отслеживают ученые Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН), показывает, что и в 2009 г. в стране сохранялись опасные тенденции: деиндустриализация; стратегическая зависи­мость жизнедеятельности страны от импорта; колониально-сырьевая структура эко­номики; технологическое отставание; дальнейшее разрушение научно-технического потенциала; антагонизация социальной структуры и люмпенизация населения; дек-

Рис. 2.2. Соотношение предельно критических мировых и реальных показателей развития российского общества (2009 г., %):

1 — уровень промышленного производства; 2 — доля импортных продуктов питания; 3 — доля насе­ления, живущего за чертой бедности; 4 — уровень безработицы; 5 — доля лиц старше 65 лет к общей численности населения; 6 — экологические потери по отношению к ВВП; 7 — доля в экспорте про­дукции обрабатывающей промышленности; 8 — доля в экспорте высокотехнологической продукции;

9 — доля в ВВП государственных ассигнований на науку

валификация рабочей силы; интенсивная депопуляция; криминализация обществен­ных отношений и фрустрация массового сознания; понижение доверия к власти, и т.д. Например, в 2009 г. показатели предельно критических значений в сфере эконо­мических и политических отношений в России зашкаливали за мировые предельные показатели: уровень падения промышленного производства был 54 % против 50 %, а уровень доверия населения к центральным органам власти составил у нас 20 % против 25 % — предельного показателя в мировой практике.

Сложившаяся ситуация требует более жесткого государственного управления (регулирования) в области управления безопасностью в природно-техногенной и социальной сфере, единой государственной политики в области защиты населения и территорий.

Любая опасность реализуется, принося ущерб, вследствие какой-либо причины или нескольких причин. Без причин нет реальных опасностей, а только есть потен­циальные опасности. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь: проявившаяся опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические цеп­ные структуры или системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: