Непосредственно дать количественную оценку безопасности по вероятностной шкале практически возможно только экспертным методом. Однако точность и достоверность таких оценок весьма невелики, хотя любой человек в своей жизни бесконечное число раз оценивает и прогнозирует степень опасности-безопасности своих действий, решений, поступков.
Дать более или менее точную оценку вероятности можно лишь на основании «статистических испытаний». Разумеется, экспериментальное воспроизводство несчастных случаев невозможно. Однако сама по себе жизнедеятельность множества людей — это своеобразные «опыты», часть из которых завершается травмированием, заболеванием, смертью. Поэтому статистические методы в некоторых случаях приемлемы для оценки безопасности.
Обозначим через N общее число людей, занятых в данной сфере жизнедеятельности, а через п — число людей, подвергнувшихся неблагоприятным воздействиям среды, тогда отношение Qx = n/N будет характеризовать частоту несчастных случаев. Иначе ее называют статистической вероятностью.
Известно, что при увеличении числа опытов частота событий будет приближаться к его вероятности, поэтому статистическую вероятность для оценки безопасности следует использовать для контингентов с численностью более 1000 человек.
Пример 1. Ежегодно в России в результате отравления алкоголем погибает 30 тыс. человек. Если принять, что в той или иной степени алкоголь употребляют около 80 млн человек, то статистическая вероятность погибнуть от алкоголя составляет
Qсмертельного алкогольного отравления= n/N= 30х103/(80х108) = 0,37х-3
Пример 2. На производстве в стране погибает около п = 14 тыс. человек в год, а численность работающих составляет примерно N= 120 млн человек. Следовательно, опасность гибели среднестатистического человека в производственных условиях определяется как
Qгибели на производстве= n/N = 1,4х 104(1,2х109) =10-5
Пример 3. В дорожно-транспортных происшествиях в стране погибает около 60 тыс. человек в год (с учетом умерших в больницах), следовательно, опасность гибели среднестатистического жителя страны в ДТП, отнесенная ко всему населению страны, оценивается величиной статистической вероятности 2x10-4.
Таким образом, по примерам 1 и 3 риск гибели выше приемлемого почти в 100 раз.
Точно так же можно оценить степень опасности для человека в любой сфере жизнедеятельности и построить графики изменения опасности в течение определенного периода времени, например, суток, недели, года и т.д.
Частоты событий могут быть использованы для оценки вероятностей возникновения неблагоприятных для человека явлений в зависимости от длительности пребывания человека в той или иной системе. Если известна вероятность q события А (например, несчастного случая) в течение времени Г, то вероятность Qn того, что это событие хотя бы один раз произойдет за время пТ, согласно теореме о повторении опытов, определяется по формуле
Qn=1-(l-q)n.
Это выражение следует из биноминального закона распределения вероятностей
Qm,n = Cnmqm(l-q)n-m,
где Qm,n — вероятность того, что событие А произойдет ровно m раз при п опытах; п — общее число опытов; m — число опытов, где произошло событие А.
Приведенное выше выражение применяется в том случае, когда вероятности появления событий А в каждом опьгге одинаковы. Под «опытом» можно понимать, например, присутствие человека в некоторой системе в течение времени Т. Повторение «опытов» п означает в этом случае общую длительность пТ пребывания человека в системе.
Если система, где находится человек, меняет свои свойства или он переходит в другую систему, то вероятность того, что событие А произойдет, рассчитывается по формуле
Qs =1-Пi=1(1-qi)
где qi — вероятность события А в i- й группе одинаковых «опытов»; s — количество групп «опытов» с одинаковыми условиями их реализации.
Пример 4. Житель г. Новосибирска планирует посетить г. Москву, при этом он может совершить путешествие на самолете, поезде или тем и другим транспортом. Какой вариант поездки является наиболее безопасным, если известно, что вероятность погибнуть в результате катастрофы самолета оценивается статистической вероятностью 0,35x10-8 за 1 час полета, а на железнодорожном транспорте — 0,14* 10-8? Время в пути в одну сторону составляет соответственно: поездом — 50 часов, самолетом — 4 часа.
Вероятность погибнуть в авиакатастрофе оценивается из выражения
Qс=1-(1-0,35х10-8).
Разлагая бином (1 - 0,35 х 10-8) в ряд и находя первые два члена, будем иметь следующий результат Qc = 1 - (1 - 4x0,35* 10-8) = 1,4x10-8.
Аналогично рассчитывается вероятность летального исхода при поездке железнодорожным транспортом в одну сторону Qж= 1 — (1 — 50*0,14x10-8) = 7,0х 10-8.
Вероятность несчастного случая при использовании смешанного транспорта (туда самолетом, обратно поездом) будет оцениваться величиной
QСЖ = 1 - (1 - 7,0х10-8)х(1 -1,4x10-8) – 10-7.
Как видно из расчетов, авиатранспорт, хотя и характеризуется большей опасностью для пассажира попасть в неприятность за единицу времени, учитывая меньшие затраты времени на путешествие, оказывается более безопасным, чем железнодорожный транспорт.
Частоты неблагоприятных событий дают фиксированные оценки опасности (безопасности) «среднестатистического индивида» в больших системах (т.е. имеющих
в качестве компонента хотя бы один живой элемент). Этот показатель может быть использован лишь для сравнительных оценок. Он не позволяет исследовать влияние различных параметров систем на показатели безопасности и оптимизировать их. Поэтому для оценки вероятности событий, определяющих безопасность людей, находят большее распространение не прямые методы, а косвенные, позволяющие по известным вероятностям неопасных массовых событий определять вероятности опасных, но редких событий, связанных с ними причинно-следственными зависимостями.