получить необходимое количество пищи: по самым скромным подсчетам дефицит составляет 80-100 млн т. Порядка 20 % населения мира недоедает, что является бесспорным доказательством продовольственного кризиса на Земле.
Согласно литературным данным, происходит углубление этого кризиса — сокращается пахотная площадь на душу населения: с 0,38 га в 1976 г. до 0,28 га в середине 1990-х гг., в том числе в развивающихся странах — с 0,28 до 0,20 га. С 1990 по 2010 гг. на 8 % уменьшилась площадь орошаемых земель на душу населения. Начиная с 1985 г. прирост населения заметно опережает прирост сбора зерновых, в 2000-х годах в рисосеющих странах, где население растет со скоростью 1,8 % в год, производство риса увеличивалось только на 1,5 % в год.
Абсолютное число хронически голодающих менялось следующим образом (млн чел.): 1970 г. — 942, 1980 г. — 846, 2000 г. — 786, 2010 г. — 823. Однако к последней цифре следует добавить еще примерно 80 млн голодающих, появившихся в странах с переходной экономикой.
Число бедных (живущих на 1 доллар в день) выросло в мире с 1 млрд 51 млн в 1985 г. до 1 млрд 133 млн в 1990 г. Сейчас оно составляет 1 млрд 300 млн человек. По данным Всемирного банка (2010 г.), бедных стало на 400 млн больше, чем было в 1992 г., и это число будет возрастать примерно на 800 млн в десятилетие в течение последующих 30 лет.
Чрезвычайно неравномерным является распределение и потребление пищевых продуктов в развитых и развивающихся странах. Так, в странах Азии, где живет более 50 % всего населения Земли, потребляется немногим более 25 % мировых ресурсов продовольствия, в то время как в странах Северной Америки, Европы и Океании (население около 25 %) — свыше 50 % ресурсов. Следовательно, потребление пищи на одного человека в странах первой группы в 4 раза меньше, чем во второй. В Африке, например, на душу населения, приходится в сутки всего 11 г животных белков при норме 50-60 г. Следует подчеркнуть, что это является одной из причин роста напряженности между бедными и богатыми странами, а также социальных потрясений, взорвавших ряд стран Северной Африки в 2010 г.
Наблюдающийся с конца XX в. быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки связан, прежде всего, с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития. Новый «демографический взрыв» обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества. Все это выразилось в резком ухудшении питания, здоровья и образованности населения.
Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО, причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур (хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью мотыги и сохи.
. Больше всего от недоедания страдают дети. По данным ВОЗ, ежедневно умирает 40 тыс. детей в возрасте до 5 лет, которых можно было бы спасти. Это составляет около 15 млн человек в год.
Проблему народонаселения нельзя сводить только к воспроизводству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Диалектико-материалистическая социальная философия отвергает мальтузианскую концепцию роста народонаселения, биологизаторский подход к объяснению его воспроизводства. Однако и в мальтузианстве есть, хотя и негативно выраженная, здоровая мысль о необходимости для прогресса общества опережающего роста производства благ по отношению к росту населения. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это, в конечном счете, приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ.
Острым дестабилизирующим фактором остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек. В то же время нельзя не сказать
о многих неоправданных реформах образования, которые не соответствуют традициям страны, менталитету населения, в связи с чем формируется унифицированная модель образования, лишенная национальных особенностей и потому приводящая к ухудшению его качества (то, что происходит с российским образованием в последние 20 лет, привело к снижению его качества, в результате чего Россия с 1-2-го места в мире, которое она занимала в 60-е годы, вышла в 2010 г. на 41-е место из 60 стран).
Прогнозируя будущее человечества, следует учитывать два важнейших обстоятельства. Во-первых, НТР, которая посредством автоматизации производства, интеллектуализации техники коренным образом изменяет место и роль человека в технологическом процессе. Во-вторых, НТР предполагает такого работника, который по уровню своего интеллектуального развития и разносторонности способен сформировать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности (ноосферу). Потребность в человеке универсальном, гармонически развитом, адаптивном к различным новым условиям и требованиям времени, творчески активном и социально ответственном — не выдумка философов. Становление человека новой формации выступает как технологическая, экологическая и экономическая необходимость. Без такого человека, который все свои решения и дела соизмерял бы с интересами и делами всего человечества, его безопасности, общественный прогресс невозможен. Следовательно, в-третьих, люди должны овладеть новым мышлением, перейти к новому типу рациональности.
Рационализация общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей или извлечение прибыли, оборачивается иррациональными катастрофическими последствиями для человечества в целом и каждого отдельного индивида. Такая расчетливость должна быть заменена рациональностью гармонического развития. Только гармонизация отношения человека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетарном масштабе, — залог спасения человечества. Не сама по себе красота спасет мир, а красота, ставшая отношением человека к человеку, внутренним источником полноценной творческой жизни каждого.