«Прочтение» языка архитектонических искусств. Зависимость от культурного содержания эпохи, особенностей национального и исторического типа мышления. Врожденные способы восприятия структурных закономерностей мира и ценностные «фильтры». Выражение абстрактных идей, общих настроений и душевных состояний.
Вопросы для контроля и самоконтроля:
1. Почему архитектуру называют «созидательным искусством»?
2. Чем определяется роль архитектуры в жизни общества?
3. Охарактеризуйте стадии архитектурного проектирования?
4. Перечислите функции, которые выполняют здания и сооружения?
5. Дайте определения понятий «архитектурный ансамбль» и «архитектурный комплекс»? Приведите их примеры в городе Екатеринбурге.
6. Дайте определение понятия «архитектурный стиль» и краткую характеристику существующих архитектурных стилей?
7. Покажите характерные особенности эклектики как основного архитектурного направления второй половины XIX века на примере исторических памятников г. Екатеринбурга.
|
|
Тема 18. Анализ произведения изобразительного искусства. Материал изобразительного искусства (лекция)
Разновидности изобразительного искусства и специфика их материала. Материал живописи, графики, скульптуры. Понятие художественной техники. Особенности художественной техники графики (рисунок, литография, ксилография, линогравюра, офорт и т. д.). Художественные техники в живописи (пастель, акварель, темпера; фреска; мозаика; витраж; масляная живопись и др.). Художественные техники в скульптуре (ваяние в камне, гипсе, бронзе, резьба по кости, дереву и т. п.).
Тема 19. Содержание произведений изобразительного искусства (лекция)
Выразительно-смысловая структура произведения. Структурные уровни содержания: изображаемое, выражаемое, семантика материала и композиционной формы.
Отражение зримых образов реальности (документальная конкретность и условная схематичность изображения). Предметный мир изобразительного произведения. Персонажи и события. Сюжет и особенности его воплощения в изобразительном искусстве (одномоментный ракурс событий, симультанный образ действия, последовательное повествование по принципу «стоп-кадр»). Аллегория и символ как средства расширения содержательных возможностей изобразительного искусства.
Визуализация невидимого: воплощение душевных состояний и абстрактных идей. Нефигуративные образы изобразительного искусства. Выразительные свойства фигуративных образов, основанные на соединении сходства и несходства.