Композиция как способ размещения элементов изображения или организация изображения на всех уровнях. Целостность. Установление отношений координации и субординации элементов изображения. Структура, конструкция. Двуединство композиционной формы: данное (заимствованное из суммы предшествующего коллективного художественного опыта) и новое (найденное в результате индивидуального опыта, актуализирующее интенцию художника).
Внутренняя динамика композиционной формы. Диалектика «универсального» (сохранение общеязыковых закономерностей изображения) и «актуального» (обновление изобразительного языка).
Тема 21. Жанрово-видовая система изобразительного искусства (лекция)
Виды живописи: монументальная, декоративная, театрально-декорационная, миниатюра. Виды графики: уникальная и печатная графика. Виды скульптуры: круглая скульптура и рельеф (барельеф и горельеф).
Жанры и жанровые модификации скульптуры (исторический и бытовой портрет, мемориальная, культовая, декоративная, «ландшафтная» скульптура и т. д.), живописи (бытовой, мифологический, исторический жанры, икона, портрет, натюрморт, пейзаж, марина, книжная миниатюра и т. д.), графики (станковая, книжная, прикладная графика, плакат).
Жанро-стилевой канон. Сохранение социальной информации и художественного опыта.
Семантика и содержательные границы жанров изобразительного искусства.