Моделирование считают универсальным методом, так как оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действий, реализации намеченной цели и поставленных задач, анализа и оценки достигнутого результата). Его универсальность проявляется и в сфере познания, где моделирование получило статус общенаучного метода. Моделирование в социальной работе используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.
Моделирование в социальной работе понимается как метод опосредованного практического или теоретического оперирования социальным объектом. При этом исследуется не сам объект, а используется вспомогательная система, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании информацию о самом моделируемом объекте.
Необходимость использования опосредованного способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.
При исследовании объекта социальной работы с помощью метода моделирования в качестве своеобразного инструмента познания выступает модель. Ее можно определяют как создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала, существенные для задачи, решаемой субъектом. Модель обладает познавательным потенциалом лишь тогда, когда она находится в определенном соответствии с исследуемым объектом, способна замещать его в ходе исследования и выполнять роль аккумулятора и источника получения о нем новой информации.
Моделирование в социальной работе имеет следующие цели: с одной стороны - отобразить состояние социальной проблемы на данный момент, выявить наиболее проблемные их участки; с другой стороны – определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать их нежелательной возникновение; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.
Модели выполняют нескольких гносеологических функций, таких как: иллюстративная функция, позволяющая наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т.п.; объяснительная функция, помогающая глубже понять познаваемый объект, сформировать о нем более ясные представления; эвристическая функция, направленная на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности; критериальная функция, выполняемая моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта; прогностическая функция, связанная с получением информации-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления; преобразующая функция, способствующая выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов.
Процесс моделирования в социальной работе состоит из нескольких этапов (стадий). В научных публикациях существуют разные точки зрения о количестве и названии этапов. М.К. Буслова предлагает выделить в процессе моделирования следующие этапы: постановка задачи; теоретическая и экспериментальная подготовка; создание модели; исследование модели; перенос полученной информации на изучаемый объект; выдвижение научной гипотезы на основе полученных знаний и ее проверка; включение полученных знаний в научную теорию.
Необходимость использования опосредованного способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.