Реформы царя Федора Алексеевича

После смерти в 1676 г. Алексея Михайловича царем был провозглашен его старший сын от первой супруги 14-летний Федор Алексеевич.

Поначалу при юном правителе возросла роль знати в ущерб единовластию. Был упразднен Приказ тайных дел. Родственники царя по матери Милославские добились ссылки Матвеева, затем попытались полностью отдалить от двора семейство Нарышкиных с маленьким Петром. Однако Федор воспротивился этому. Он был крестным отцом Петра, любил брата, следил за его обучением и играми. Сам ценивший хорошее оружие, лошадей, стрельбу из лука, юный государь прямо в кремлевских палатах приказал соорудить для своего брата военный шатер, поставить игрушечные пушки, прочее военное снаряжение. Так начались военные «потехи» будущего Петра I.

Постепенно Федор Алексеевич взрослел. Он был слаб здоровьем, но в нем проявлялся истинно царский, самодержавный характер. В 1679 г. ему исполнилось 18 лет, и он прочно взял власть в свои руки.

Осознавая отставание страны во многих отраслях жизни, юный царь начал важные реформы. Вокруг государя сплачивается группа молодых, способных людей — Иван Языков, братья Алексей и Михаил Лихачевы, Василий Голицын.

Вновь появился верховный орган, куда сходились все спорные вопросы из других приказов, — Расправная палата. Она подчинялась непосредственно царю, который все чаще подписывал указы без совета с Боярской думой. Сократив количество приказов, царь установил часы их работы, требовал решать дела быстро и «безволокитно».

Продолжалось формирование полков «нового строя». Страну разделили на военные округа. Дворянское ополчение в случае войны теперь собирали не в Москве, а по округам, что очень ускоряло дело. Для каждого округа было определено количество «даточных» людей, которых дворяне были обязаны отправить в армию из своих поместий. Всеми военными делами ведал глава объединенных военных приказов. Так была осуществлена централизация военного дела.

Далеко на юге была создана новая Засечная черта против набегов крымцев. Оказавшиеся в безопасности земли отдали помещикам. Усилился сыск беглых крестьян. Россия продолжала идти по пути закрепощения сельских жителей в угоду интересам государства и феодалов.

Правительство Федора Алексеевича пошло на сокращение налогов. Ввели уменьшенный по общему размеру единый налог. Его исчисляли с каждого двора в зависимости от достатка людей, «по животам». Все прежние льготники были обложены налогом. Взятки, вымогательства, несправедливые обложения продолжались, но определенный порядок в сборе налогов был наведен.

На исходе своей короткой жизни в 1682 г. Федор Алексеевич решился на поворотный для России шаг: он отменил местничество. Опираясь на решения совещания «выборных людей» от дворян, Церковного собора, Боярской думы, он лично подписал документ об отмене в военной и гражданской службе «мест», т. е. о назначении людей по родовитости. Отныне чины должны были даваться людям по разуму и заслугам.


17. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СМУТЫ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. УСИЛИНИЕ РОЛИ БОЯРЩИНЫ И ОБРОКА

1.Начало постепеннго поворота государства в сторону Европы. В культурном смысле.
2. Начало усиленного преобразования армии по европейскому образцу.
3. Выбор новой царствующей династии (Романовы). И, как, результат, трансформация понятия "государь" из хозяина государства в верховную государственную должность.
4. Ускорение вытеснения родовитого боярства служилым дворянством в управлении страной (процесс начался гораздо раньше, но смута его многократно ускорила).
5. Закрепление всего населения (не только крестьян, но и посадских, и дворян) в тягло (несение повинностей). Хотя повинности и различались у различных сословий, но (по Уложению 1649г.) они теперь были у всех. Даже у царя.

Ба́рщина, отработочная рента, одна из форм феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Принуждение крестьянина к барщине требовало наибольшего (по сравнению с другими формами феодальной ренты) ограничения его личной свободы. Производительность барщинного труда была невелика, производительные силы при господстве барщины развивались медленно. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Размеры и экономическая роль барщины на разных стадиях феодализма и в разных странах были неодинаковыми.

Возникновение барщины в России относят к временам Киевской Руси. Вначале использовался преимущественно труд холопов, а в 13-15 веках, наряду с использованием холопов в крупных светских вотчинах, на монастырских землях стал применяться труд крестьян. Помимо барщины, на Руси в 13-15 веках значительное распространение получил натуральный оброк. В конце 15-16 веке с ростом товарно-денежных отношений барщина получает более широкое распространение, охватывая почти все типы хозяйства и категории зависимого крестьянства (особенно в связи с хозяйственным кризисом 1560-1580-х гг.). Крестьяне на барщине выполняли несколько видов работ: возделывали господскую пашню, несли подводную повинность, убирали сено, строили дома, хозяйственные постройки. Барщина способствовала созданию в России общегосударственной системы крепостного права.

Решающее значение в распространении барщины принадлежало товарно-денежным отношениям. В условиях развивающегося товарного производства, когда спрос на рынке и цены на сельскохозяйственные продукты непрерывно росли, увеличилась заинтересованность помещиков в расширении своего хозяйства, и они стали усиленно переводить крестьян на барщину. Таким образом, барщина обслуживала уже не натуральное замкнутое хозяйство, а товарно-денежное хозяйство, приобретая тем самым новое экономическое содержание.

В 17 — первой половине 18 века барщина и натуральный оброк были основными формами эксплуатации помещичьих, церковных, дворцовых крестьян. Одновременно происходила географическая дифференциация различных форм ренты. Барщина начинала преобладать в центрально-черноземных районах страны, а также в уездах, примыкавших к Москве. На севере и востоке страны наблюдался переход к денежному оброку. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В 17 веке появился новый вид барщины — работа на помещичьих предприятиях (поташных, суконных, полотняных). Во второй половине 18 века четко определились районы распространения барщины. В семи губерниях Черноземья (Орловская, Тульская, Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Курская, Воронежская) на барщине находилось 74% помещичьих крестьян. В тринадцати губерниях Нечерноземья (Олонецкая, Петербургская, Московская, Новгородская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Псковская, Калужская, Нижегородская) барщина охватывала 45% крепостных крестьян. Барщина преобладала в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. В виде десятинной пашни барщина сохранилась среди государственных крестьян Сибири. Дворцовые (впоследствии удельные) и большая часть государственных крестьян России находились на денежном оброке.

Размеры барщины не регулировались законом. В 1797 году был издан указ о трехдневной барщине, но он носил рекомендательный характер и игнорировался помещиками. На практике барщина в отдельных районах России достигла 3-4 и даже 6 дней в неделю. Новый момент в развитии барщины состоял в переводе крестьян на месячину, при которой они, получая ежемесячно от помещика продовольствие, должны были ходить на барщину ежедневно. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, обезземеливанию крестьян.

После отмены крепостного права в России (1861) барщина не была ликвидирована и под названием «издольной повинности» сохранялась для временнообязанных крестьян. В 1882 году с введением обязательного выкупа барщина юридически была отменена, но по существу продолжала существовать в виде отработочной системы. В конце 19 века она преобладала над капиталистическими методами ведения хозяйства в 12 черноземных и в 5 нечерноземных губерниях. В семи губерниях обе системы занимали приблизительно одинаковое положение.


18. УСИЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ДВОРЯНСТВА. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 Г.

Изменения в государственном строе происходили в теснои связи с изменением структуры господствующего класса феодалов, на который опиралось самодержавие. Верхушку этого класса составляла боярская аристократия, пополнявшая придворные чины (под словом «чин» понималось еще не служебное положение, а принадлежность к определенной группе населения).

Высшими были думные чины, затем следовали чины московские, за ними — чины городовые. Все они входили в разряд служилых людей «по отечеству» в отличие от служилых людей «по прибору» (стрельцов, пушкарей, солдат и др.). Служилые люди по отечеству, или дворяне, начинали складываться в замкнутую группу с особыми привилегиями, передаваемыми по наследству. С середины XVII в. закрыт был переход приборных служилых людей в ряды дворян.

Большое значение в ликвидации различий между отдельными прослойками господствующего класса имела отмена местничества. Местничество пагубно отражалось на боеспособности русской армии. Иногда перед самым боем воеводы вместо решительных действии против неприятеля вступали в споры о том, кто из них выше по «месту». Поэтому, по словам указа об отмене местничества, в прошлые годы «во многих их государских ратных и в посольских, во всяких делех чинилися от тех случаев великие пакости и нестроение и разрушение и неприятелям радование, а между ими — богу противное дело — нелюбовь и великие, продолжительные вражды». Отмена местничества (1682 г.) усилила значение дворянства в государственном аппарате и армии, так как местничество препятствовало выдвижению дворян на видные военные и административные посты.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года, свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648. На нем дворяне подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (по тем временам — приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским. В нее входили два боярина, один окольничий и два дьяка.

Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков. С этого подлинного свитка была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже.

Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Не имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике.


19. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Основные этапы оформления:

В конце XV в. – первые шаги в государственном оформлении.
В конце XVI в. – решающий шаг, но как временная мера.
Соборное уложение 1649 г. – окончательное оформление.

В ходе восстановления страны после “смуты” идет продолжение острой борьбы мелких и крупных феодалов за крестьян. Огромное количество челобитных от “служилой мелкоты”. Именно под их давлением принимается Соборное уложение 1649 г., по которому переходы были запрещены. Розыск и возврат беглых и вывезенных не ограничивался никакими сроками. Крепостное право стало наследственным. Крестьяне потеряли право самостоятельно выступать в суде с исками.


20. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ГОРОДСКОГО НАЧЕЛЕНИЯ. ДУХОВЕНСТВО. КАЗАЧЕСВТО.

Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на Руси. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре – были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками – вотчинами.

Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству. Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России. Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение. Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.

В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой.

К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки. Крестьянство в русском обществе 17 века состояло из двух категорий – владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Они работали на своего феодала. Государственные крестьяне проживали на окраинах России, они несли тяготы в пользу государства. Их жизнь была несколько лучше, чем у крестьян не государственных. Еще была одна каста крестьян, о которой стоит сказать. Это Дворцовые крестьяне, они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам.

Городское население общества 17 века, называлось – посадскими людьми. В основном это были торговцы и ремесленники. Ремесленники объединялись в слободы, по профессиональному признаку. Ремесленник, как и крестьяне 17 века несли тягло в пользу государства.

Особое сословие в обществе 17 века составляло духовенство. Представителями этого сословия были архиереи, монахи и священники. Были и в обществе 17 века простые, вольные люди. Это, прежде всего казаки, а так же дети священников, служилых и посадских людей.

В русском обществе 17 века резко увеличилось численность сословия служивых феодалов землевладельцев. Феодальное сословие стало унифицированным, увеличилось число землевладельцев.

Тяжелое положение низших слоев населения в русском обществе 17 века привело к усилению социальной нестабильности и народных бунтов.

Духовенство. К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилась. Церковную службу почти в 15 тысячах церквей страны несли до 110 тысяч человек. А в монастырях проживало еще до 8 тысяч монахов. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Вместе с тем сложилась и новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архи­епископы и митрополиты.. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси со своим двором.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (см. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ) (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло его жизненный уклад. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском.

Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном (см. ДУВАН).

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах (см. ВОЙСКОВОЙ КРУГ), или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому (см. КОШЕВОЙ АТАМАН) в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых (см. ЗИМОВАЯ СТАНИЦА) и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ (см. ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ), т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении 17—18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин (см. РАЗИН Степан Тимофеевич), Кондратий Булавин (см. БУЛАВИН Кондратий Афанасьевич), Емельян Пугачев (см. ПУГАЧЕВ Емельян Иванович). Велика была роль казаков во время событий Смутного времени (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I (см. ЛЖЕДМИТРИЙ I), они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович) Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявлял долготерпение и стремился подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии (см. ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ). В том же году Петр I (см. ПЕТР I Великий) упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.


21. НАРОДЫ РОССИИ В 17 ВЕКЕ. ОСВОЕНИЕ СИБИРИ

Народы вошедшие в сотав росии до 17 века

1.Татары (Волго-Камское междуречье)

2.Мордва, Мари, Чуваши(Междуречье Оки И Волги)

3.Удмурты(Приуралье По р. Каме)

4.Карелы (Пограничные земли с Финляндией)

5.Калмыки(НизовьяВолги)

6.Башкиры (Приуралье, Реки Уфа и Белая)

7.Кабардинцы (Северный Кавказ)

Народы, вошедшие в состав России в XVII веке:

1. Ханты и Манси (По р. Енисей)

2. Буряты (Верховья р. Ангары и р. Витима)

3.Эвенки (Тунгусы) (От р. Енисей до побережья Охотского моря)

4. Якуты (Бассейн р. Лены, р.Яны, р. Индигирки, р. Колымы)

5. Коряки, Чукчи, Юкагиры (Северо-восток Сибири, до Берингова пролива)

6.Дауры, Дючеры (Южное Забайкалье и Приамурье)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: