2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
| в том числе: | |
| практические занятия | - |
| контрольные работы | - |
| курсовая работа (проект) ) | - |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
| в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа | 24 |
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
| Раздел 1 Человечество на рубеже новой эры | 4 | 2 | |
| Ускорение научно-технического развития и его последствия (технологии новой эпохи; транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы; биохимия, генетика, медицина; электроника и робототехника) Основные черты информационного общества (инновационная революция; автоматизация и роботизация производства; индустрия знаний). | 2 | ||
| Самостоятельная работа: Заполнить таблицу: «Прогноз темпов и направлений развития научных знаний в XXI в». | 2 | ||
| Раздел 2 Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XIX вв.). | 11 | ||
| Тема 2.1 Страны Запада и США на рубеже XX-XIX вв | Кризис «общества благосостояния» (причины кризисов в развитых странах; коммунисты и левые правительства в Европе; новые левые; неоконсерватизм). Страны Запада на рубеже ХХ и ХХI вв (этапы развития социал-демократии; США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму; массовые движения). | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Заполнить таблицу:«Перечень доминирующих политических сил (идеологий) в современной Европе и США». | 2 | ||
| Тема 2.2 Восточная Европа воII п. XX – нач.XХI вв | Восточная Европа после социализма ( крах социалистической системы;изменение курса во внутренней и внешней политике). Направление экономических реформ и их результаты ( переход от социалистической модели к рыночным отношениям;страны Восточной Европы и Евросоюз). | 2 | 2 |
| Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации | Китай и китайская модель. Японское «экономическое чудо». Новые индустриальные страны (НИС). Послевоенное развитие Индии. Исламский мир. Страны Центральной и Южной Африки. Латиноамериканские страны | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Преобразовать текст лекции в форму сравнительной таблицы: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки на пути модернизации» | 1 | ||
| Обобщение по разделу | Семинарское занятие | 2 | 2 |
| Раздел 3 Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в кон. XX – нач. XIX вв | 8 | ||
| Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже ХХ – ХХI вв | 13. Общая характеристика конфликтов ХХI века (понятие, классификация и роль конфликтов; причины конфликтов и пути их урегулирования). Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству. Вооруженные конфликты в СНГ. Югославия. Конфликты в странах Азии. Конфликты в странах Африки. Конфликты в Латинской Америки | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Заполнить таблицу:«Вооруженные конфликты мира на современном этапе». | 2 | ||
| Обобщение по разделу | Семинарское занятие | 2 | |
| Раздел 4 Интеграционные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | 13 | ||
| Тема 4.1 Глобализация мировой экономики | Возникновение ТНК и ТНБ (предпосылки развития глобализационных процессов; глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики; последствия глобализации мировой экономики). Глобализация мировой экономики | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Составить словарь терминов: глобализация, интернационализация, интеграция, модернизация, инновация, информатизация, транснационализация, конкурентное соперничество, информационно-коммуникативные технологии, трансграничность. | 1 | ||
| Тема 4.2 Интеграция в Европе и в Северной Америке | Интеграционные процессы (экономическая взаимозависимость государств; противоречия и конкуренция в информационном обществе). Развитие интеграционных процессов в Европе (этапы западноевропейской интеграции; достижения и противоречия европейской интеграции; интеграционные процессы в Европе на современном этапе). Интеграционные процессы в Северной Америке (НАФТА, НАТО). | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Заполнить таблицу «Основные этапы западноевропейской интеграции». Ответить на вопрос: Какие выводы можно сделать на ее основе о развитии интеграции? | 2 | ||
| Тема 4.3 Государства СНГ и Россия в мировом сообществе | 7. Интеграция в рамках СНГ (развитие Содружества Независимых государств; особенности политического и экономического развития отдельных стран СНГ. Россия в мировом сообществе (Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории). Татарстан в эпоху глобализации. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Татарстан в эпоху глобализации» | 2 | ||
| Обобщение по разделу | Семинарское занятие | 2 | |
| Раздел 5 Международные организации в современном мире | 12 | ||
| Тема 5.1 Складывание новой системы международных отношений | Понятие и классификация международных организаций. Современные международные организации (Организация Объединенных Наций; Всемирная торговая организация; МВФ и Всемирный банк; Движение неприсоединения; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; иные международные организации). | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Используя материалы Интернета и текущей прессы, описать структуру и задачи наиболее влиятельных международных организаций в современном мире. | 2 | ||
| Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка | Мировой прядок: понятие и основные измерения (понятие мирового порядка; горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка). Проблемы нового миропорядка (факторы, влияющие на становление нового миропорядка; проблемы нового миропорядка). | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Написать эссе не тему: «Сравнительный анализ политики РФ и США на рубеже веков» | 1 | ||
| Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана | 7. Россия и международные организации (Россия и Евросоюз; Россия и ВТО). Место России на международной арене (геополитический ренессанс России). | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Написать эссе на тему: «Место России и Татарстана на современной международной арене» | 1 | ||
| Обобщение по разделу | Семинарское занятие | 2 | |
| Раздел 6 Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | 14 | ||
| Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура | Теория общественного развития (экономическая теория в современных условиях; социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей; структурализм как направление современной философской мысли). От конца идеологии к реидеологизации (концепция «конца идеологии»). Церковь и общество на рубеже веков (экуменическое движение). СМИ и массовая культура | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Используя материалы Интернета и текущей прессы, составить рейтинг популярности продукции сферы досуга, например, «5 популярных мультфильмов», «5 попутных сериала», «5 популярных телешоу» и т.д | 2 | ||
| Тема 6.2 Новые направления в искусстве во II пол XX - нач.XIXвв. | 8. От модернизма к постмодернизму (абстрактный экспрессионизм; поп-арт; авангардные течения в музыкальной и художественной культуре). Контркультура и культура молодежного бунта (парадокс молодежных движений). Подъем национальных культур (массовизация национальных культур). | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе» | 2 | ||
| Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2010 гг.) | 10. Перемены в начале 1990-х гг. (новые процессы в развитии культуры). Коммерциализация искусства и массовая культура (масскульт отечественного образца). Новая эстетика (постмодернизм и информационные технологии). Историко-культурное наследи (возрождение культурной среды). Религиозная жизнь (рост религиозного сознания). | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Собрать и оформить в виде реферата или презентации информацию об одном из новых направлений искусства в современный период. | |||
| Обобщение по разделу | Семинарское занятие | 2 | |
| Раздел 7 Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 8 | ||
| Тема 7.1 Международное право | 7. Понятие и сущность современного международного права (назначение международного права; принципы международного права). Права человека как основа международного права (система защиты прав человека). | 2 | 3 |
| Тема 7.2 Международное право прав человека | Всеобщая декларация прав человека. Пакты о правах. Договоры ООН по правам человека. Региональные инструменты по правам человека. Международные органы по защите прав человека. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Используя материалы Интернета и текущей прессы, составить обзор судебной практике международного суда на современном этапе (привести 2-3 конкретных примера). | |||
| Обобщение по разделу | Семинарское занятие | 2 | |
| Итоговое занятие (зачет) | 2 | ||
| Всего: | 72 |






