Медицина в период татаро-монгольского ига

К моменту вторжения монголо-татарских полчищ Древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. Первое столкновение русских дружин с татаро-монгольскими воинами произошло в 1223 г. на реке Калке. Сражение закончилось победой татаро-монгольских войск, но дальнейшего продвижения их вглубь страны не последовало. Новое нападение татар на русскую землю произошло в 1237 г. Завоевание Руси длилось 3 года. В огне войны погибли культурные ценности: летописи, книги, памятники мате­риальной культуры. Уничтожена была и одна из первых монастырс­ких больниц в городе Переяславле. Избежали страшного разорения Новгород, Псков, Витебск – только северо-западная часть русской земли выстояла в борьбе с врагом и продолжала развиваться. На остальной территории Древней Руси татаро-монгольское господство оставило тяжелый отпечаток, затормозило развитие русского государства. На остальной части Руси в период татаро-монгольского порабощения медицина и связанное с ней лекарство­ведение существовали главным образом при монастырях. Монгольс­кие ханы оставили монастырям все права, которыми те пользова­лись до завоевания. Свыше двухсот лет (1240-1480) не было условий для развития государственной медицины.

То есть, медицина этого периода – это монастырская или духовная медицина. Избежавшие разрушения монастыри, наряду со своим основным назначением, выполняли хозяйственную и просветительную роль: распространение грамотности, составление летописей, лечение больных.

Монастырская медицина широко использовала богатый опыт на­родной медицины: лечение травами, мазями, водами. В ряде монас­тырей имелись больничные палаты. Сюда следует отнести Киево-Печерскую лавру, Юрьев, Чудов–Алексеевский, Симонов, Кирилло-Белозерский монастырь и др. Монастырская медицина способствовала организации стационаров.

Монастырские врачи при оказании помощи больным пользовались опытом народной медицины. При монастырских больницах полагалось иметь в качестве лекарств различные масла, пластыри, мед, сушеные травы, сливы, вино и т.д. Кирилло-Белозерский монастырь, избежавший вражеского нашествия, следует считать центром развития монастырской медицины на севере. Прогрессивным было и оказание амбулаторной помощи больным, однако и больничная и амбулаторная помощь была очень ограниченной и ни в какой мере не могла удовлетворить потребности народа.

Поэтому наряду с монастырской продолжает развиваться и народная медицина. Церковь в ряде случаев вела борьбу с «колдунами», «ведьмами», «знахарями».

Случаи расправы описаны в литературе: «В Пскове в конце 14 века во время чумной эпидемии было сожжено 11 «вещих женок».

Больничные палаты имелись в ряде монастырей Древней Руси. Сюда следует отнести: Киево-Печерскую лавру в Киеве, Юрьев монастырь в Новгороде, Чудов-Алексеевский монастырь, Симонов монастырь в Москве, Троице-Сергиева лавра в Загорске, Кирилло-Белозерский монастырь и др.

Монастырские больницы являлись составной частью тех строений, которые входили в состав монастыря. Лечение больных осуществляли врачи («целебники»), которые жили при монастырях. Некоторые из них после смерти были приписаны к числу «святых». В ряде источников говорится, что лечение при монастырях оказывалось «безвозмездно», однако, дело обстояло не так. Из числа излеченных больных постепенно создаются вблизи монастырей поселения зависимых людей. Лиц, получивших излечение, называли «прощенниками», их оставляли при монастыре и заставляли отрабатывать свое излечение. В больничных палатах уход за больными осуществляли монахи. Известно, что к больным «… приставляется один старший и 3 младших санитара-носильщика, которые были обязаны ежедневно обслуживать и кормить больных такой же пищей, какая полагалась для всех монахов». В состав меню входили: рыбные блюда, каши, борщи, капустные блюда с маслом, молочные продукты, яйца, морковь, горох, огурцы блюда их грибов; из напитков: квас ржаной, пиво, квас медовый. Два раза в месяц для больных готовилась баня.

В создании и укреплении русского государства монастыри играли заметную роль, они обладали мощной системой оборонительных сооружений и часто использовались как военно-оборонительные пункты и как госпитали для лечения раненых. Также монастыри, как Симоновский, Угрешский, Даниловский использовались позднее для лечения больных, пораженных чумой.

Несмотря на то, что русский народ нахо­дился под гнетом монголо-татар, уже к концу XIII - началу XIV в. началось восстановление народного хозяйства. Возрождались города, воздвигались новые храмы и монастыри. Налаживались кожевенные и смоляные производства, изготавливалось мыло, поташ, масло, ры­бий клей. Монголо-татары вынуждены были пользоваться услугами русских ремесленников и врачей. Так, известно излечение от «глаз­ной болезни» жены татарского хана московским лекарем Алексеем. По городам и селам продолжали практиковать русские «лечцы». Дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения на Руси было связаны с освобождением от чужеземного ига и созданием единого русского государства.

В 1380 г. русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу над войсками хана Мамая. Куликовская битва открыла путь для создания централизованного Московского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: