Медицина в древнерусском государстве

С ранней поры на Руси появились ремесла. Русские люди были одними из лучших кожевников в мире; русский поташ и смола выво­зились за рубеж. Уже в IX веке русские торговали льном. Из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Кора ясеня, издавна использовавшаяся за границей как противомалярий­ное средство, первоначально получила признание у русского народа. О багульнике, как о мощном противопаразитарном средстве, за гра­ницей узнали также от новгородцев. Новгородским лекарям ранее всех в Европе стало известно употребление в пищу сырой печени трески при куриной слепоте. Ими же применялись панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник. Подорожник широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок – при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.). В этот же период из числа торговых и ремесленных людей выделилась новая профессия — « лечцы», затем появились зелейники.

В X веке на Руси вводится христианство и распространяется просвещение. На Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Принятие христианства сыграло огромную роль в укреплении Древнерусского государства. Просвещение вообще и в том числе медицинские на­уки проникли в Россию из Византии вместе с христиан­ством. Первыми врачами были духовные лица. Принято считать, что первую всенародную больницу учредил в 1091 году Ефрем – епископ Переяславский, будущий киевский митрополит. Из других врачей – духовных лиц были изве­стны Пимен Постник, Дамиан Целитель, Агапит, благо­даря которым Киево-Печерская лавра во времена Ярос­лава Мудрого стала центром медицины на Руси. Позднее, в XIII – XIV веках в Новгороде, Смоленске, Львове появляются гражданские больницы.

Взгляды на причину болезни и ее лечение под влиянием церкви среди народа было распространено мнение о том, что возникновение болезни зависит от сверхъестественных сил, гнева богов, неправильного стояния светил, изменения климата, поэтому, когда в XIV веке в Новгороде вспыхнула эпидемия чумы, чтобы предотвратить «Великий мор», народ в течение 24 часов построил церковь Андрея Стратилата (существует и поныне). Чума в народных сказаниях изображалась женщиной огромного роста с распущенными косами в белой одежде. Холера изображалась старухой со злобным искаженным лицом. Описание симптоматики некоторых болезней известно из заговоров, придуманных народом для избавления от страданий.

С принятием христианства, рас­пространением грамотности и письменности создались предпо­сылки для систематизации и обобщения опыта народной ме­дицины. Были написаны травники и лечебники. Многие из них погибли. Первый литературный памятник как источник изучения древнерусской медицины «Изборник Святослава» 1073 года.

Источники для изучения истории русской медицины:

I. Древнерусская медицинская письменность:

«Вертограды» (сад, цветник) – медицинская энциклопедия (основное содержание – лекарственная ботаника).

1. Травники – описание приготовления лекарств из трав.

2. Лечебники – руководства с перечислением болезней и лекарств против них.

3. Переводы древних классиков – Галена, Аристотеля, Гиппократа, Авиценны.

4. «Сказание о пропущении вод» – этот вид рукописей был рассчитан на лаборантов, аптекарей, т.е. тех, кто занимались приготовлением дистиллированной воды, от них требовалось знание элементарной химии, достаточное умение обращаться с лабораторной посудой и инвентарем. Само лечение по этим рукописям сводилось к употреблению «пропущенной» воды, получавшейся простым кипячением ее с травами и последующей отгонкой и охлаждением водяного пара.

II. Немедицинская письменность (как источник для изучения древнерусской медицины)

1. Летописи

2. Древнерусские сборники:

Ø Изборник Святослава – переведен в X веке с греческого языка на болгарский, позже переписан для Киевского князя Святослава – это хрестоматическая энциклопедия.

Ø Сборник «Пчела» – переведен с греческого в XII веке, состоит из изречений Священного писания, изречения из книг античных и византийских светских авторов – наставления «Пчелы» облечены в форму афоризмов, исторических анекдотов и легко были усвояемы. Поэтому исключительно популярен был до XVII века.

3. Агиографическая литература – жития святых – например: Повесть о Петре и Февронье.

4. Древнерусские юридические памятники.

Ø Договоры русских князей с греками – оговаривалась оплата врачей за лечение.

Ø Древние русские грамоты

Ø Кабальные книги – при вступлении в кабалу подьячие проводили осмотр закабаляемого, и данные заносили в книги.

5. Сказания иностранцев о России.

6. Памятники древнерусской педагогической литературы.

III. Древнерусское изобразительное искусство.

Монастырская медицина, широко практикуя лече­ние молитвами, использовала и богатый опыт народной медицины: лечение мазями, травами, водами. Уставами монастырских больниц предписывалось иметь лекарствен­ные средства, в том числе различные масла, медь, клюк­ву, сливы, пластыри, вино.

О появлении врача-профессионала в Киевской Руси свидетельствует ряд законодательных актов. В «Правде Русской» - древнейшем своде законов, установленным Ярославом Мудрым (1019-1054 г.г.), упомянуты «лечцы» и оплата их труда. «Лечцы» умели распознавать болезни, готовить лекарства и даже предсказывать исход некото­рых заболеваний. В Киеве, Новгороде и других городах при княжеских дворах, монастырях работали русские и иностранные врачи.

Благодаря развитию торговли и внешних сношений с зарубежными странами на Руси стали по­являться врачи-иностранцы. Эти врачи лечили князей и бояр. На­род лечился у знахарей, «веду­нов», «бабок», чаще всего, используя «заговоры» и «нашептывания». В этот период широко ста­ли использоваться такие лекар­ственные средства как шипов­ник, валериановый и солодковый корень, сабур.

Врачи X-XI вв. применяли лекарственные средства медицины восточных славян. Так, например, в «Шестодневе» описывалось применение аконита, болиголова, беле­ны, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака; указывалось на целебное значение «теплиц» (минеральных вод). Ле­карственные средства готовилось в форме порошков, отваров, мазей. Нередко назначались ванны с настоями из различных трав. Во Флорентийской библиотеке «Лоренцо Медици» сохранился до наших дней единственный экземпляр древнейшего русского лечебника «Алимма» (Мази), который составила в XII веке внучка Владимира Мономаха – Евпраксия (в замужестве Зоя Комнина). Евпраксия (1108-1180 г.г.) известна в народе под именем «Добродея». Рукопись состояла из пяти частей, в первой части говорится о временах года, дви­жении и покое, сне и бодрствовании, о четырех типах телосложения людей и о бане, которая очень «предохраняет здоровье и укрепляет тело». Вторая часть посвяще­на гигиене брака, беременной и младенца; в третьей час­ти идет речь о гигиене питания; в четвертой и пятой - описаны наружные и внутренние болезни. Кроме того, в лечебнике сказано о болезнях рта, о качающихся зубах и о том, как зубы «белыми сделать». Лечение ран рекомен­довалось проводить квашеным тестом, печеным луком и медом с луком. Лечение хронических заболеваний - спо­собом «заволока».

Изучив опыт народной медицины, способы лечения, целебные травы, она занималась врачебной практикой. Проживая в Киеве до замужества, собирала травы, коренья, изучала их лечебные свойства. В 1122г. Евпраксия вышла замуж за сына Византийского императора Алексея Комнина. При короновании ей дали имя «Зоя». В Византии она изучала греческий язык, перечитала Гиппократа, Галена, Авиценну – в результате написала руководство по медицине.

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV век) автор рас­сказывает о девушке Февронии, которая излечила князя Петра мазью из хлебной закваски. Она «взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски, и приготовила мазь. Предложила истопить баню для князя. После мытья велела помазать все язвы и струпы на теле. Вскоре наступило выздоровление князя».

В повести нашел отра­жение эффективный способ лечения больных в бане.

В Древней Руси, наряду со своим прямым назначением, она служила местом, где ле­чили различные простудные, кожные заболевания, рев­матизм, боли живота, выполняли сложные процедуры. В бане вправляли вывихи, «пускали кровь», делали мас­саж, растирание, «накладывали горшки», принимали роды. В XI веке вместе с монастырскими больницами со­здавались «строения банные». Широкое распространение получили индивидуальные,бани при усадьбах и дворах.

В конце XVIII века русский ученый Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается не­заменимым средством от многих болезней. Во врачеб­ной науке нет такого лекар­ства, которое равнялось бы с силою бани».

Лечение больных в Древней Руси проводилось различными средствами ра­стительного, животного и ми­нерального происхождения.

В народной медицине находили широкое применение множество целебных растений: полынь, ревень, бодяга, кра­пива, куколица, подорожник, березовый сок, можжевело­вые ягоды, чемерица, проспурняк, листья березы, листья и цветки липы, золототысячник, бузина, чеснок и др.

Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «струю каборги» и панты (Во­сточная Русь), нов­городцы использовали сырую печень трески.

Из минеральных про­дуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Скифские вра­чи знали лечебные свойства мышьяка и других солей. Опил­ки из меди назначали внутрь, поро­шок золота применялся для припуд­ривания при заболеваниях кожи го­ловы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос.

На Руси очень распространено было применение драгоценных камней при лечении всевозможных болезней: «алмаз блюдет от ран, обнаруживает отраву, покрываясь потом, яхонт укрепляет сердце и уничтожает перхоть в голове, облегчение родовой деятельности. Изумруд сберегает от проказы, бирюза спасает от насильственной смерти, так как бирюзы никто никогда на убитом человеке не видел. Кто рубин при себе носит – мысли злые отдаляет и промеж людьми приятельство чинит, и всякое счастье размножает, аметист неплодного плодным делает».

С незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья на­значали минераль­ные воды. Целебные свойства «кислой воды» народ знал давно и с успехом применял ее для укрепления здо­ровья. До настоящего времени сохранилось название этой воды - нарзан, что в переводе означает «богатырь-вода».

На Руси процвета­ла хирургия как важнейшая от­расль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и быто­выми травмами. Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Сообщения летописей, запи­си современников свидетельствуют о распространении заразных за­болеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необ­ходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI век). Во время морового поветрия в Полоц­ке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и пло­щадях города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: