На основе выявленной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования.
Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от нее зависит весь ход дальнейшего исследования.
Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть получено в конченом итоге работы.
Формулировка цели обычно начинается словами: "Цель настоящей работы - …".
Например, цель дипломной работы на тему: "Влияние развития ИТ на продвижение белорусских экспериментальных театров" может быть сформулирована так: "Для повышения внимания и поддержания конкурентоспособности белорусских экспериментальных театров разработать обоснованные рекомендации по их продвижению на основе ИТ-инноваций".
Сформулированная цель исследования определяет задачи исследования, которые чаще всего являются частными подцелями в некоторых условиях. Задачи исследования обеспечивают достижение общей цели исследования. В работе обычно формулируется несколько задач, рекомендуемое количество 4-5. Задачи излагаются списком, в виде перечисления. Перечисление задач может определяться либо временной последовательностью проведения исследования, либо логикой процесса исследования. Поставленные задачи определяют структуру работы, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы. Задачи исследования часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или с использованием соответствующих глагольных существительных.
|
|
Для поставленных в работе цели и задач необходимо установить условия, определяющие рамки исследования, то есть перечислить и описать ограничения и допущения. Ограничения могут касаться:
- времени рассмотрения объекта исследования;
- места его нахождения в границах системы более высокого порядка, чем он сам;
- аспекта, в котором этот объект существенен.
Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании цели:
- Цель работы не имеет непосредственного отношения к заявленной теме.
- Цель работы не связана с поставленной проблемой, лежащей в основе предмета исследования.
- Формулировка цели размыта, не определен основной результат (научный результат для магистерской диссертации), планируемый к получению.
- Формулировка цели не отражает практическую потребность, во имя которой решается поставленная задача.
Типовые ошибки, допускаемые студентами при формулировании задач:
- Задачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы.
- Задачи подменяются методами исследования.
- Формулировки задач дублируют определение цели.
- Задачи работы не связаны со структурой работы.