Анализ конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность продукции – это совокупность качественных и стоимостных свойств продукции, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя. Исходя из этого, главным признаком качественности и конкурентоспособности продукции является рост объема продаж. Покупательный спрос на продукцию предполагает наличие определенных запросов к изделию в момент его приобретения и эксплуатации. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции приведена на рис 1.


Рис 2. Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим, эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам), экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

При определении конкурентоспособности используют следующую группу параметров в таблице 2

Таблица 2 - Параметры оценки конкурентоспособных изделий на рынке

параметры показатели
назначение продукции состав параметров зависит от конкретного вида продукции: расход на единицу; срок службы; и др.
технологические характеризуют эффективность конструкторско-технических решений изделий
экономические цена, наличие гарантии, предпродажного и послепродажного сервисного обслуживания, необходимость приобретения сопутствующих товаров и расходных материалов
экологические возможность утилизации продукции, уровень воздействия на окружающую среду и человека
эстетические цветовое решение, дизайн, наличие и качество упаковки
эргономические уровень соответствия продукции физическим, психологическим и другим свойствам человеческого организма
нормативные соответствие ГОСТ, ОСТ, ТУ, наличие сертификатов и аттестатов

Нормативные параметры, характеризующие свойства изделия.

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100) принимаемого за 100%:

g = ·100

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем:

G = ∑ ai · gi

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I = Gт/Gэ

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке необходимо определить долю рынка, контролируемую данной фирмой: чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот.

С этой целью рассчитывают показатель отношения доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше — низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: