Организация и этапы аналитической работы предприятия

Анализ хозяйственной деятельности все более приобретает характер системного. При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов.

На первом этапе объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования.

Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Входом этой системы являются материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов: выходом — потоки готовой продукции или услуг. Производственный процесс переводит вход системы в ее выход, т.е. в результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся продукцией (товары, услуги).

Целью работы предприятия является рентабельность, те, по возможности высокий результат в денежном выражении за рассматриваемый период времени. Экономический принцип деятельности предприятия — обеспечение надежности деятельности, повышение эффективности использования потенциала. Задача системного анализа — рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень прибыльности и рентабельности.

Условия функционирования предприятия определяются системой принципов рыночной экономики (преобладание частной собственности, достаточная экономическая и юридическая самостоятельность предприятий, свобода предпринимательства, личный интерес как главный мотив поведения, самоокупаемость и прибыльность коммерческой организации, свободная конкуренция и свободное ценообразование и др.), внешнеэкономическими связями предприятия законодательством и системой налогообложения страны и региона.

Для проведения системного экономического анализа необходима разработка качественных характеристик экономики предприятия — системы синтетических и аналитических показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия, что осуществляется на втором этапе анализа.

Проведение системного экономического анализа в качестве обобщения предполагает общую схему (модель) системы, установление ее главных компонентов, функций, взаимосвязей, разработка схемы подсистем, соподчинения их элементов.

На основе информационной модели хозяйственной деятельности (модели формирования экономических факторов и показателей) составляется общий блок комплексного экономического анализа, классифицируются факторы и показатели, формализуются связи между ними.

При системном анализе особое внимание уделяется исследованию взаимной связи и обусловленности его отдельных разделов, показателей и факторов производства.

Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определить их влияние на отдельные показатели деятельности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами.

На четвертом этапе системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы количественных характеристик. На практике обычно ограничиваются рассмотрением конечного числа факторов, которое зависит от того, какой орган управления проводит анализ, от задач самого анализа, технических возможностей обработки данных.

В системе комплексного анализа производственные факторы выявляются с точки зрения их влияния на обобщающие показатели хозяйственной деятельности, но при этом необходимо учитывать и обратную связь: влияние результативных показателей на показатели, характеризующие отдельные стороны работы предприятий.

На пятом этапе (расчетно-аналитический этап) строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах: данные о работе предприятия, суммовые параметры модели. По форме можно представить показатели за предшествующие годы, показатели комплексного бизнес-плана, показатели отчетного года.

Методы горизонтального, вертикального, трендового, сравнительного, факторного анализа и анализа финансовых коэффициентов позволят представить результаты деятельности предприятия, их уровень по сравнению со средними фактическими данными (нормативами) по стране, отрасли; темпы роста основных показателей; напряженность бизнес-плана; факторы, обусловившие количественную размерность показателей и их изменений; внутрипроизводственные резервы, пути повышения эффективности деятельности и обеспечения ее надежности.

Завершающий шестой этап анализа – работа с моделью в целях объективной оценки результатов хозяйственной деятельности, комплексного выявления резервов для повышения эффективности производства и обеспечения надежности, определения путей совершенствования организации производства и предпринимательской деятельности.

В процессе проведения системного экономического анализа строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, возможна реализация математических методов оптимального управления.

Многогранность экономического анализа, необходимость поиска резервов хозяйственной деятельности и управления производством требуют строгого распределения обязанностей и ответственности между звеньями в проведении аналитической работы.

Организация анализа определяется программой выполнения аналитических работ. В программе анализа должны быть отражены:

1) Тема анализа и направление использования;

2) Календарный план распределения аналитической работы между исполнителями;

3) Источники информации для анализа и методические указания по заполнению таблиц и формировании результатов;

4) По результату формирования выводов и предложений;

Для провидения анализа необходимо четко различать объекты и субъекты. Субъекты на предприятии являются бухгалтер и экономические отделы, а в стране министерство финансов, центральный банк и стат. службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: