Объем продаж, уровень цен, выручка от продаж продукции, сумму полученной прибыли и т.д. прогнозируют на основе изучения динамики каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3—5 лет. Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
«дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
«мертвый груз», или «неудачники» — нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту не приносящие прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами» на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить перспективную деятельность предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей». При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар отдельных сегментов рынка.
|
|
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) Нулевая стадия характеризуется изучением и апробацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) Первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на которой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии не высока, так как значительные средства идут на амортизацию, исследования, продвижение товара на рынок;
в) Вторая стадия (рост и развитие продаж), на которой товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) Третья стадия (зрелость) – товар имеет стабильный доход, т.е. находится на самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только рекламную поддержку его «известности»;
д) Четвертая стадия (насыщение и спад), на которой сначала объем продаж существенно не меняется, а затем резко сокращается по предсказуемым и непредсказуемым причинам: товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям, или же исчезает потребность, которую призван он был удовлетворить. Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и превосходить спад спроса на изделия, путем его совершенствования и замены другим.
|
|
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ из поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоеванию у конкурентов ниши на рынке.