Информационное обеспечение анализа связано с экономической информацией. Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства.
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе управленческих решений.
Научная система информации должна основываться на единых принципах, свободных от ведомственной ограниченности и должна опираться на бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность также разработку первичной информации на ЭВМ.
К источникам экономической информации относятся:
- плановая;
- учетная;
- внеучетная информация.
К плановой информации относятся разработанные для внутреннего пользования на предприятиях плановые показатели по разделам анализа, нормы расходов сырья, материалов, цехов, данные бизнес-плана, финансового плана и др.
К учетной информации относятся все виды учета и отчетности на предприятии, т.е. баланс (форма № 1) и формы годовой отчетности (всего 5 форм). В настоящее время установлены единые формы бухгалтерской отчетности, в результате чего все предприятия (частные, государственные, смешанные и др.) составляют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по единым формам.
|
|
К внеучетной информации относится информация, не связанная с бухгалтерской или статистической отчетностью, т.е. сюда относятся: материалы внутриведомственной ревизии, данные внутреннего и внешнего аудита, материалы проверок налоговой службы и др.
К информации относится и система показателей. Хозяйственная и финансовая деятельность на предприятиях измеряется рядом экономических показателей, которые сводятся в определенную систему.
Они подразделяются:
а) стоимостные и натуральные (в зависимости от единицы измерения;
б) количественные (например, численность работающих, объем производства продукции), качественные (себестоимость продукции, производительность труда и др.). Количественные показатели характеризуют количественную сторону производства, качественные показатели связаны с эффективностью, отражают качественную сторону;
в) общие (например, прибыль) и частные (затраты на 1 рубль продукции);
г) объемные и удельные.
Стоимостные показатели являются самыми распространенными, например, одним из важных показателей является объем реализованной продукции. Установление заданий в бизнес-планах по объему реализации продукции обусловлено необходимостью более тесной связи производства и потребления, производства и рынка.
Натуральные показатели используются в плановой и учетной практике всех предприятий.
Особое место занимают показатели, необходимые для ЭВМ и компьютеров. Они используются для облегчения и быстроты расчетов на машинах по определенной системе.