К ведению Российской Федерации Лесной кодекс относит вопросы:
1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения;
4) установление правил заготовки древесины;
5) установление правил заготовки живицы;
6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
7) установление правил заготовки и сбора недревесных ресурсов;
8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений.
В ведение субъектов Федерации законодательство включает:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
|
|
3) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов РФ;
4) утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
5) установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
6) установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
7) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом, находящимся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля лесных участков;
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с Лесным кодексом РФ функции распоряжения и государственного надзора за лесным фондом переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.
|
|
В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят Федеральное агентство лесного хозяйства, имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.
Федеральный орган управления лесным хозяйством обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и субъектов РФ и является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления.
Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
С мая 2012 года - Федеральное агентство лесного хозяйства находится в подчинении Министерства природных ресурсов и экологии.
В полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит:
1) выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование лесных отношений за исключением лесов особо охраняемых природных территорий;
2) контроль и надзор в области лесных отношений;
3) оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере лесных отношений.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||
Министерство природных Ресурсов и экологии РФ | |||
Федеральное агентство лесного хозяйства | |||
Миссия агентства | |||
Оказание государственных услуг в области лесных отношений | Контроль и надзор в области лесных отношений | ||
Бюджетные, автономные, казенные учреждения, унитарные предприятия | Территориальные органы (департаменты лесного хозяйства в федеральных округах) | ||
Рисунок - Организация государственного управления лесами на федеральном уровне
Рисунок – Организационная структура управления лесными ресурсами в Российской Федерации
(Источник: https://www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/57/Slajd5.JPG)
Федеральное агентство лесного хозяйства предоставляет следующие услуги:
1) государственная инвентаризация лесов и лесоустройство;
2) лесопатологический мониторинг;
3) семеноводство;
4) проведение авиационных работ по охране лесов от пожаров;
5) проведение научных исследований;
6) дополнительное профессиональное образование.
Названные услуги предоставляются либо учреждениями и предприятиями Федерального агентства лесного хозяйства, либо через торги на основе государственных закупок. Федеральные полномочия в сфере лесных отношений на региональном уровне реализуются через департаменты лесного хозяйства в восьми федеральных округах, включающих 83 субъекта Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы следующие полномочия:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
Орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации (83 субъекта) | ||||
Орган государственного управления лесами | ||||
Государственное управление лесами | Хозяйственное управление лесами (использование и воспроизводство лесов) | |||
Лесничества (1540) | Арендаторы лесных участков – частный бизнес | Государственные коммерческие организации | Малый бизнес | |
Государственные функции и услуги | ||||
Рисунок - Организация управления лесами в субъектах РФ
|
|
2) предоставление лесных участков в пользование, аренду, заключение договоров купли-продажи насаждений, организация и проведение лесных аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение геологических работ в лесах;
4) организация использования, охраны и воспроизводства лесов;
5) ведение государственного лесного реестра;
6) осуществление федерального лесного надзора;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный лесной надзор.
Эти полномочия исполняют государственные структуры в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.