Операционный маркетинг – это процесс, ориентированный на действие, применяющий краткосрочное планирование и нацеленный на существующие рынки и сегменты. Он направлен на получение доли рынка посредством использования тактических средств, связанных с товаром, местом, ценой и продвижением и является определяющим фактором, оказывающим непосредственное влияние на прибыльность организации в краткосрочном периоде. Главная задача – обеспечить выручку от реализации.
Товары широкого потребления приобретаются конечным потребителем для личного пользования.
Товары производственного назначения – это товары, которые приобретают для дальнейшей переработки или использования в своей производственной деятельности.
Услуги – это предлагаемые к продаже действия, выгоды и способы удовлетворения потребностей.
Реакция потребителей на различные товары широкого потребления существенно отличается, поэтому их классифицируют в зависимости от реакции потребителей на четыре группы: повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса и пассивного спроса.
|
|
Товары повседневного спроса (convenience product) потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и саму покупку.
Товары предварительного выбора (shopping product) – это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает по показателям качества, цены и внешнего оформления.
Товары особого спроса (speciality product) – это товары с уникальными характеристиками или определенной марки, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить особые дополнительные усилия.
Товары пассивного спроса (unsought product) – это товары, о которых потребитель обычно не знает, или знает, но не задумывается об их покупке.
Конкурентоспособность продукта – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающая преимущество на рынке перед продуктами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности. Это комплексная характеристика продукта, его возможности и вероятность быть проданным.
Особенности это технические свойства продукта. Выгода – это то, что продукт дает конкретному покупателю.
Выгоды являются основным фактором, воздействующим на потребителя. Поэтому производители и продавцы должны говорить с потребителями, о выгоде, которую те получат, приобретя товар.
Товаропроводящие сети -- это система реализации продукции, состоящая из торговых предприятий производителя и посредников, складов и транспортных средств.
По степени самостоятельности торговые предприятия подразделяют на: брокеров, дилеров, дистрибьюторов.
|
|
Брокер – работает за счет и от имени клиента.
Дилер – работает за свой счет, но от имени клиента.
Дистрибьютор – работает от своего имени и за свой счет.
В жизненном цикле продукта выделяют четыре основных фазы (рис. 2.1).
Время |
Фаза роста |
Фаза спада |
Фаза зрелости (насыщения) |
Инновационная фаза |
Объем продаж |
Рис. 2.1. Жизненный цикл продукта
Диаграмма анализа портфеля продуктов, разработанная Бостонской консультативной группой (БКГ), позволяет графически представить прибыльность продуктов для предприятия по отношению к занимаемой ими доле рынка (рис. 2.2).
| Фаза 1 Проблемные дети | Фаза 2 Звезды | |
Слабый | Собаки Фаза 4 | Дойные коровы Фаза 3 | |
Низкая | Высокая | ||
Доля рынка |
Рис. 2.2. Связь прибыльности продукта с долей рынка
Диаграмма Рынок/Продукт позволяет выбрать наиболее подходящую маркетинговую стратегию. Она представляет четыре возможных комбинации рынка и продукта, используя два их состояния: старый (существующий) и новый (рис. 2.3).
Продукт | новый | НП СР | НП НР |
старый | СП СР | СП НР | |
старый | новый | ||
Рынок |
Рис. 2.3. Диаграмма Рынок/Продукт
Ценовая эластичность спроса это степень чувствительности, потребителей к изменению цены, состоящая в том, что при неизменности всех прочих параметров, снижение цены на продукцию ведет к увеличению количества продаваемой продукции.
С математической точки зрения данное уравнение определяет кривую, называемую гиперболой (рис. 2.4).
На представленном рисунке: Р- цена, V- количество единиц проданной продукции, PV= P× V - объем продаж в денежном выражении (выучка).
Р |
V |
Рис. 2.4. Ценовая эластичность спроса
Путем оценки изменений V (количества), обусловленных изменениями P (цены), можно установить желаемый уровень оборота PV и значит ответить на вопрос, будет ли ваш объем продаж увеличиваться или сокращаться.
Анализ «4Р» используется для выбора тактики маркетинга. Под «4Р» понимают: продукт (product), цена (price), продвижение (gromotion), место (place).
В процессе анализа необходимо исчерпывающе ответить на следующие вопросы:
Продукт: Почему имеется спрос на наш продукт?
Цена: Правильна ли наша цена для намеченного рынка?
Продвижение: Как мы известим покупателя нашего продукта на намеченном нами рынке?
Место: Где мы должны расположиться территориально? Существенно ли это и почему?
При правильном использовании реклама способна обеспечить рост продаж и успех предприятия.
При разработке рекламной кампании осуществляются следующие действия:
1) ставятся рекламные цели;
2) определяется рекламная стратегия;
3) планируется рекламный бюджет.
Цель рекламы это задача, которая должна быть решена в результате информационного воздействия на целевую аудиторию на протяжении определенного времени. Рекламные цели классифицируют по задачам рекламной компании: проинформировать, убедить или напомнить.
Таблица 2.2. Относительная значимость средств продвижения
№ п/п | Товары широкого потребления | Товары производственного назначения |
Реклама | Личная продажа | |
Стимулирование сбыта | Стимулирование сбыта | |
Личная продажа | Реклама | |
Связи с общественностью (PR) | Связи с общественностью (PR) |
Прогнозирование это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности организации в будущем.
Для прогнозирования спроса используют три основные группы методов:
|
|
· количественные;
· качественные;
· комбинирование количественных и качественных методов.
При количественном подходе оценивают спрос либо на основе временных рядов накоплений (статистики потребления) за прошлые периоды времени, либо на основе статистических данных изменения фактической величины спроса и связанного, определяющего спрос показателя. Оба случая в качестве исходной информации используют накопление данные за прошлые периоды о продажах товаров или услуг.
Во временном ряде можно выделить следующие составляющие:
· относительно равномерный спрос;
· сезонную потребность;
· тенденции изменения спроса;
· цикличные колебания спроса;
· наличие эффекта стимулирования продаж;
· случайные колебания спроса.
Для уточнения можно воспользоваться оценкой индикаторов, от которых зависит спрос. Например, температура воздуха воздействует на интенсивность потребления прохладительных напитков, или численность новорожденных детей через 2-3 года после их рождения определяет спрос на детскую книжную продукцию и т.п. Определение и анализ зависимостей таких индикаторов, позволяет прогнозировать будущее потребление.
Также индикаторами воздействующими на спрос, могут быть: индекс оптовых цен, индекс потребительских цен, объем производства, показатели миграции населения, процентные ставки по кредитам, уровень платежеспособности населения, затраты на рекламу, изменение погоды и др.
Качественный подход опирается на экспертные оценки специалистов.
Методом экспертных оценок называют описательные, качественные, приблизительные, а также количественные оценки процессов и явлений, не поддающихся в принципе или в данной ситуации непосредственному изучению. В результате исследования выявляются субъективные мнения экспертов и на их основе определяют объективные оценки прогноза. Метод экспертных оценок основывается на следующих посылках: а) эксперт является качественным источником информации; б) групповое мнение экспертов близко к истинной ситуации.
Процесс прогнозирования осуществляется в несколько этапов:
|
|
1) разработка программы экспертного оценивания;
2) подбор экспертов;
3) подготовка процедуры опроса;
4) опрос экспертов;
5) обработка результатов опроса.
Комбинированный подход представляет собой комбинацию количественной и качественной оценки прогнозируемого спроса, т.е. использует статистические данные и экспертные оценки. Такое сочетание позволяет нейтрализовать недостатки каждого из методов в отдельности, и повышает достоверность прогнозирования.
Как известно, конкурентоспособность товара может быть определена отношением качества (К) к цене (Р).
По отношению к аналогичным товарам конкурентов при К/Р>1 -- предприятие имеет возможность устойчиво увеличивать объем продаж; при К/Р=1 -- объем продаж будет медленно, но снижаться; при К/Р<1 -- объем продаж будет быстро уменьшаться.
Качество продукта в нашем случае определяется методом экспертных оценок. Эксперты сравнивают качество конкурирующих между собой товаров по единым показателям, которые они считают наиболее существенными. Цена берется реальная различных производителей в привязке к их товару или услуге. Затем по каждому производителю оценивается соотношение К/Ц и устанавливается относительная конкурентоспособность его продукта.