Логистика это наука и метод формирования оптимального алгоритма прохождения материального и связанного с ним информационного потока с наименьшими издержками от момента закупки сырья до приобретения покупателем продукции.
Логистика использует понятие интегрированный (сквозной) материальный поток. Это материальный поток (сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции), рассматриваемый как единый объект управления от момента приобретения у поставщиков ресурсов до продажи потребителю продукции.
Логистические операции – это совокупность действий, направленных на преобразование материального и обеспечивающего его информационного потоков, т.е. любые операции, совершаемые с предметами труда на различных этапах производственного цикла, за исключением основных технологических операций по изготовлению продукта.
Логистическая система – это совокупность взаимосвязанных, элементов и методов, обеспечивающих решение задачи управления интегрированным материальным потоком.
|
|
Для определения границ логистической системы преимущественно используют принцип «уплата денег – получение денег». В ее контуры включают элементы, обеспечивающие движение товарно-материальных ценностей от момента оплаты исходного сырья, материалов и комплектующих до момента оплаты готовой продукции, т.е. получения денег от покупателя. Также может использоваться принцип общности цели входящих в ее состав подсистем.
Логистическую систему организации можно представить как совокупность этапов производственного цикла. В этом случаевыделяют закупочные, внутрипроизводственные и распределительные процессы и соответственно закупочную, внутрипроизводственную и распределительную логистики (рис. 2.9).
ЗАКУПКИ (закупочная логистика) |
ПРОИЗВОДСТВО (внутрипроизводственная логистика) |
СБЫТ (распределительная логистика) |
Интегрированный материальный поток |
Деньги |
УПРАВЛЕНИЕ |
Рис. 2.9. Логистическая система как совокупность этапов производственного цикла
В процессе закупочной логистики решаются задачи, связанные с обеспечением предприятия необходимым сырьем, материалами, комплектующими.
В процессе внутрипроизводственной логистики решаются задачи своевременного обеспечения потребителя готовой продукцией. Эффективность данной логистической подсистемы достигается за счет оптимизации партий запуска/выпуска и межоперационных заделов, внутрипроизводственных маршрутов движения материалов и полуфабрикатов, гибкости производства, на основе оптимизации резервов производственной мощности.
В процессе распределительной логистики решаются задачи эффективной реализации готовой продукции: планирование сбыта, подготовка и комплектация заказов, отгрузка продукции и обеспечение послепродажного сервиса. Эффективность сбытовой деятельности оценивается по качеству удовлетворения спроса потребителей.
|
|
Логистическую систему также можно представить в виде чередующихся этапов перемещения материальных ценностей и их складского хранения, на всех стадиях движения материального потока.
Транспортная логистика решает задачи, связанные с оптимизацией физического перемещения грузов от первичного источника приобретаемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих) до потребителя конечной продукции.
Складская логистика решает задачи, связанные с оптимизацией расходов по размещению и временному хранению товаров.
Для определения целей, задач и обеспечения эффективности логистической системы используют «шесть правил логистики»:
1. ПРОДУКТ – нужный продукт;
2. КАЧЕСТВО – необходимого качества;
3. КОЛИЧЕСТВО – в нужном количестве;
4. ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;
5. МЕСТО – в нужное место;
6. ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.
Для выявления логистических центров издержек используют метод матричного учета издержек. Используя матричный учет можно оценить издержки по отдельным логистическим операциям, их долю в совокупных затратах и выявить наиболее значимые.
При управлении совокупными логистическими затратами используется принцип полной стоимости. Практический смысл этогопринципа состоит в том, что «можно увеличить расходы на отдельные логистические операции, если это приведет к уменьшению общих логистических затрат в целом по системе».
Логистическая интеграция партнеров достигается на основе единства:
· технологии -- единство техники и методов заключающееся в использовании партнерами единых стандартов тары и упаковки товара, стандартных средств перемещения грузов, технического оснащения складов обеспечивающих одинаковые технологические приемы обработки грузов.
· экономики -- общности экономических интересов;
· информации -- единой информационной системы;
Логистическая интеграция способствует повышению управляемости, т.е. улучшению способности производственной системы достигать тех или иных целей.
Логистика является инструментом операционного менеджмента по вопросам организации поставок сырья и материалов, необходимых для обеспечения производственного процесса, оптимальных партий и движения полуфабрикатов между стадиями технологического процесса, организации сбыта, управления очередями.
Управление закупками
На современных промышленных предприятиях вес приобретенных деталей и узлов составляет до 70% стоимости конечной продукции.
Управление закупками включает в себя не только выбор поставщика, но и взаимодействие с поставщиком в направлении отработки оптимальных (наиболее выгодных) для обеих сторон партий поставки, упаковки и т.д. Предпочтение отдается надежным поставщикам, которые обязательны в исполнении своих обязательств и работают совместно с заказчиком над необходимым улучшением параметров поставляемой продукции. Критерии, которыми руководствуются при создании системы закупок, обычно следующие:
· безусловное выполнение графика поставок;
· минимальные размеры партий поставок;
· долгосрочность контрактов;
· минимум затрат на оформление документов;
· возможность изменения объема поставок по срокам или объему (пределы допустимых изменений оговариваются в договоре);
· не превышение оговоренного уровня брака в каждой партии поставки.
Распространенным явлением стало сотрудничество поставщика и потребителя в области повышения качества.
|
|
Развитие современных средств коммуникации, экономико-математических методов прогнозирования, специальных программных продуктов (MRP, ЕRP.) позволяет создавать современные системы поставок, чутко реагирующих на изменяющиеся запросы потребителя.