Классифицирующие экспертные системы

К аналитическим задачам относятся задачи распознавания различных ситуаций, когда по набору заданных функций выявляется сущность некоторой ситуации, в зависимости от которой определяется последовательность действий в соответствии с исходными условиями. Среди альтернативных решений выбирается одно решение, которое наилучшим образом удовлетворяет поставленным целям и ограничениям. Системы, решающие задачи распознавания ситуаций, определяют принадлежность анализируемой ситуации некоторому классу. Для формирования решений, чаще всего, используется метод логического дедуктивного вывода от общего к частному, когда путем подстановки исходных данных в некоторую совокупность взаимосвязанных общих утверждений получается частное заключение.

Доопределяющие экспертные системы

Более сложный тип аналитических задач представляют задачи, которые решаются на основе неопределенных исходных данных и знаний. В этом случае экспертная система должна доопределять недостающие знания, а в пространстве решений может получаться несколько возможных решений с различной вероятностью или уверенностью в необходимости их выполнения. В качестве метода работы с неопределенностью могут использоваться вероятностный подход и нечеткая логика. Они могут использовать для формирования нескольких источников знаний. В этом случае могут использоваться различные эвристические приемы выбора единицы знаний и их набора, например, на основе использования приоритетов. Для аналитических задач классифицирующего и доопределяющего типов характерны следующие проблемные области:

1) Интерпретация данных – выбор решения из фиксированного множества альтернатив на базе введенной информации о текущей ситуации. Основное назначение – определение сущности рассматриваемой ситуации, выбор гипотез исходя из фактов.

2) Диагностика – выявление причин, которые привели к возникновению ситуации. Требуется предварительная интерпретация ситуации с последующей проверкой дополнительных факторов. Например, выявление факторов снижения эффективности производства.

3) Коррекция – диагностика, дополненная возможностью оценки и реализации действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: